Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ГОРОДА ТЮМЕНИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ" (с изменениями на: 29.12.2014)

2. Наличие в муниципальной собственности имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения либо не востребованного органами местного самоуправления

Причины возникновения проблемы:

- изначальное формирование муниципальной собственности осуществлялось в период с 1991 по 1997 годы и носило массовый характер (в муниципальную собственность города Тюмени принималось имущество в составе предприятий, организаций - без разбивки по объектам);

- невысокая степень эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий.

По состоянию на 01.10.2011 в реестре муниципальной собственности находится 5,2% недвижимого имущества, по своему целевому назначению не предназначенного для решения вопросов местного значения и не соответствующего критериям, установленным статьей 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", либо не востребованного органом местного самоуправления (в том числе не завершенные строительством объекты, помещения с высокой степенью износа, удаленные от центральных магистралей города и пр.). Такое имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению в порядке приватизации.

В 2010 году приватизированы 152 объекта муниципальной собственности, из которых 98 объектов недвижимости отчуждены в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ по заявлениям субъектов малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на 01.10.2011 приватизировано 32 объекта муниципальной собственности, в том числе 18 объектов в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ по заявлениям субъектов малого и среднего предпринимательства.

Преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества обладают 39 субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут реализовать свое право до окончания срока действия Федерального закона N 159-ФЗ (до 01.07.2013).

С учетом реализации принципа "управления результатами" с экономической, управленческой и правовой точек зрения прослеживается несостоятельность такой организационно-правовой формы, как унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. Поэтому в последние годы активно проводилась работа по сокращению количества муниципальных унитарных предприятий и ограничению создания новых.

Так, в 2010 году ликвидировано 4 муниципальных унитарных предприятия, из которых 2 предприятия - ТМУП "Тэндер Консалтинг", ТМУП "УК по ЖКХ "Луч" ликвидированы в результате завершения процедуры несостоятельности (банкротства).

За 9 месяцев 2011 года также исключены из Единого государственного реестра юридических лиц 4 муниципальных унитарных предприятия, в том числе ТМУП "УК по ЖКХ "Юг", ТМУП "ТЭК Калининского района" ликвидированы в результате завершения процедуры несостоятельности (банкротства).

В настоящее время 4 муниципальных унитарных предприятия находятся в стадии ликвидации (ТМУП "УК по ЖКХ "Запад", ТМУП "УК по ЖКХ "Заря", ТМУП "УК по ЭЖФ", ТМУП "Ахират"), 6 муниципальных унитарных предприятий являются действующими.

Снижению количества действующих муниципальных унитарных предприятий способствовала деятельность балансовой комиссии по рассмотрению результатов работы муниципальных унитарных предприятий, созданной при департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени. В большинстве оставшихся предприятий наметилась тенденция к росту эффективности их деятельности, в том числе росту рентабельности.

По сравнению с другими городами Российской Федерации в муниципальном образовании городской округ город Тюмень количество действующих муниципальных унитарных предприятий значительно меньше: по состоянию на 01.10.2011 в городе Тюмени их насчитывается 6 (г. Екатеринбург - 65, г. Челябинск - 20, г. Пермь - 13).

На 01.10.2011 в муниципальной собственности города Тюмени находятся акции 22 акционерных обществ, 14 из которых были созданы путем приватизации муниципальных предприятий.

Доля города Тюмени в уставных капиталах акционерных обществ составляет:

100% в 14 акционерных обществах,

от 50% до 100% в 3 акционерных обществах,

от 25% до 50% в 2 акционерных обществах.

В 3-х акционерных обществах доля города Тюмени в уставном капитале менее 25%, из них 1 акционерное общество находится в стадии банкротства, акционеры 1 общества рассматривают вопрос о его реорганизации.

За 2010 год из 17 открытых акционерных обществ с контрольным пакетом акций муниципального образования в уставном капитале в доход бюджета города Тюмени поступили дивиденды от 8 открытых акционерных обществ, за 9 месяцев 2011 года из 17 открытых акционерных обществ с контрольным пакетом акций муниципального образования в уставном капитале выплатили дивиденды 7 открытых акционерных обществ.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым определен перечень функций и полномочий муниципального образования, а также Посланием Президента Российской Федерации от 30.11.2010 Администрацией города Тюмени на 2012 - 2014 годы планируется приватизация пакетов акций акционерных обществ, деятельность которых не соответствует вопросам местного значения городского округа, установленным Федеральным законом N 131-ФЗ, а также неконтрольных пакетов акций акционерных обществ и пакетов акций, не приносящих дивидендов.