Информация об объемах перевозки пассажиров транспортом общего пользования города Тюмени
Наименование показателя | По состоянию на 01.10.2009 | По состоянию на 01.10.2010 | По состоянию на 01.10.2011 | |||
Всего, тыс. пасс. | Уд. вес в общем объеме, % | Всего, тыс. пасс. | Уд. вес в общем объеме, % | Всего, тыс. пасс. | Уд. вес в общем объеме, % | |
Объем перевозки пассажиров транспортом общего пользования | 106118,0 | 100,00 | 106969,8 | 100,00 | 113511,0 | 100,00 |
в том числе: платные | 79655,8 | 75,06 | 81690,3 | 76,37 | 85550,1 | 75,37 |
льготные пассажиры, всего | 26462,2 | 24,94 | 25279,5 | 23,63 | 27961,0 | 24,63 |
в том числе школьники | 1669,2 | 1,57 | 1428,9 | 1,34 | 1600,1 | 1,41 |
пенсионеры по старости | 5254,8 | 4,95 | 6028,6 | 5,64 | 6732,8 | 5,93 |
студенты | 1802,5 | 1,70 | 0,0 | 0,00 | 1215,6 | 1,07 |
федеральные и региональные льготники | 17735,8 | 16,71 | 17822,0 | 16,66 | 18412,4 | 16,22 |
Маршруты пассажирского транспорта проходят по всем основным улицам города, соединяя центральную планировочную зону с отдаленными районами, поселками, входящими в городскую черту и расположенными за ее пределами промышленными узлами и рекреационными территориями.
Схемы автобусных маршрутов распределяются неравномерно по улично-дорожной сети города. Наибольшее количество автобусных маршрутов проходит по улицам центральной части города, а также по мостам через реку Тура и путепроводам через Транссибирскую железнодорожную магистраль. Так, например, по путепроводу в створе ул. Пермякова проходят 16 автобусных маршрутов, по мосту через реку Тура в створе ул. Мельникайте - 12 автобусных маршрутов, а по ул. Республики на участке от ул. Орджоникидзе до ул. Челюскинцев - 32 автобусных маршрута. На этом отрезке ул. Республики движение одностороннее в направлении от ул. Орджоникидзе к ул. Челюскинцев. Движение в противоположном направлении организовано по ул. Ленина.
Маршрутный интервал на автобусном транспорте в центральной части города составляет 5 - 10 минут, на маршрутах, связывающих центральную часть города с периферийными районами, - 15 - 25 минут.
Неравномерное распределение маршрутной сети пассажирского транспорта, высокая концентрация автобусных маршрутов в центральной части города Тюмени способствуют перегрузке узких улиц центра потоками общественного транспорта.
В городе Тюмени контроль за работой автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки в границах муниципального образования городской округ город Тюмень, осуществляется с использованием автоматизированной системы диспетчерского управления.
Радионавигационная автоматизированная система диспетчерского управления городским пассажирским транспортом (далее - АСДУ), введенная в эксплуатацию в 2006 году, морально и технически устарела, кроме того, мощность АСДУ позволяет оборудовать техническими средствами только транспортные средства категории М3, а также не отвечает техническим требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
Для проведения работы по оптимизации схем и расписаний движения по маршрутам, эффективного использования транспортных средств на маршрутах, получения объективных данных для расчета необходимых субвенций на регулирование тарифа и социальную поддержку по проезду на городском пассажирском транспорте используется автоматизированная система оплаты проезда (далее - АСОП). С помощью АСОП осуществляется сбор, учет и хранение данных о поездках пассажиров, проведение мониторинга пассажиропотоков по маршрутам и по каждой транспортной единице, получение оперативной и финансовой отчетности, а также осуществление безналичной оплаты проезда на городском пассажирском транспорте.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении отнесены к услугам, по которым осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).
Законом Тюменской области от 09.11.2011 N 71 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" государственное полномочие по регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском (внутрипоселковом) сообщении и в пригородном сообщении до садоводческих товариществ передано на исполнение муниципальному образованию городской округ город Тюмень.
В целях обеспечения доступности услуг пассажирского транспорта нормативными актами Тюменской области, города Тюмени социально незащищенным слоям населения предоставлено право льготного проезда.
Таким образом, существующие в настоящее время подходы по организации доступности услуг городского пассажирского транспорта вызывают проблемы с организацией перевозок в связи с тем, что не в полной мере учитывают экономические интересы перевозчиков.
Повышение уровня безопасности движения общественного транспорта и пассажиров является одним из приоритетных направлений развития транспортно-дорожного комплекса города Тюмени. Наиболее существенное влияние на показатели аварийности при этом оказывает обустройство остановочных пунктов дорожными знаками, заездными карманами, посадочными площадками, автопавильонами в соответствии с требованиями нормативных документов по обеспечению безопасности дорожного движения. Развитие улично-дорожной сети производится с обязательным соблюдением этих требований.
Однако в районах города Тюмени со сложившейся застройкой ситуация выглядит несколько иначе. По данным, предоставленным городской межведомственной комиссией по обследованию автомобильных дорог общего пользования с регулярным автобусным сообщением, при проведении обследований на маршрутах движения городского общественного транспорта на остановочных пунктах выявлена недостаточность: