3) Несоответствие технического состояния автомобильных дорог, транспортных развязок и мостовых сооружений нормативным требованиям.
Причины возникновения проблемы:
увеличение интенсивности автомобильного движения;
увеличение осевых нагрузок автомобилей и количества автомобилей с высокой полной массой в составе транспортного потока;
несоблюдение межремонтных сроков дорожной одежды;
недостаточный уровень организации технического надзора за качеством производства дорожных работ и применяемых материалов;
большое количество автомобильных дорог с грунтовым и переходным типом покрытия.
В процессе эксплуатации автомобильные дороги и дорожные сооружения подвергаются многолетнему и многократному воздействию движущихся автомобилей и природно-климатических факторов.
Под совместным действием нагрузок и климата в автомобильной дороге и дорожных сооружениях накапливаются усталостные и остаточные деформации, появляются разрушения. Этому способствует постепенный рост интенсивности движения и, особенно, увеличение осевых нагрузок автомобилей и доли тяжелых автомобилей в составе транспортного потока.
Несоответствие фактического состояния дороги нормативным требованиям за многие годы эксплуатации постепенно нарастает, особенно в условиях несоблюдения межремонтных сроков, которые должны составлять от 4-х до 6 лет. Своевременно не выполняются многие необходимые виды ремонтных работ, накапливается недоремонт, прежде всего дорожных покрытий и дорожных одежд.
Этими причинами обусловлен факт значительного отставания фактического состояния улично-дорожной сети от возрастающих требований к транспортно-эксплуатационным показателям дороги по поддержанию высокой скорости и безопасности движения, что приводит к снижению эффективности мероприятий по содержанию и текущему ремонту дорог.
Кроме того, неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог на отдельных территориях города Тюмени является серьезным ограничением развития городских территорий, в том числе территорий, отведенных под индивидуальное жилищное строительство.
В настоящее время Администрацией города Тюмени содержится 20 мостов и путепроводов, из них четыре моста через реку Тура - в створах улиц Мельникайте, Профсоюзной, Челюскинцев и Красноармейской (пешеходный). По результатам обследования, которое проводилось в 2010 году ООО "Балтмостпроект", 10 из указанных сооружений Тюмени через 5 - 10 лет достигнут предельного срока износа. В том числе это относится к совмещенному мосту по ул. Мельникайте (1967 год постройки, реконструкция моста проводилась в 1995 - 1996 году), эксперты оценили его состояние как неудовлетворительное, отметив разрушение и выщелачивание бетона, деформацию некоторых конструкций, силовые трещины и разрушение сопряжения с насыпью. В целях сохранения несущей способности и надежности указанного моста необходимо проведение его капитального ремонта. Техническое состояние трех остальных мостов через реку Тура признано удовлетворительным.
Основные сведения о муниципальных транспортных мостах приводятся в таблице 3.1, об автодорожных путепроводах - в таблице 3.2.