Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2022 годы" (с изменениями на 13 июля 2020 года)


5) Недостаточный уровень применения системных подходов к раннему выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей в муниципальной системе образования


Причины возникновения проблемы:


- отсутствие диагностических практик выявления, поддержки и развития одаренности детей на муниципальном уровне;


- отсутствие системы взаимосвязей между общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями и предприятиями производственной сферы, бизнес-сообществом города и региона;


- недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в части педагогического сопровождения различных видов одаренности и талантов детей;


- отсутствие вариативных форм профильного и углубленного обучения;


- недостаточный уровень информационной работы, проводимой с учащимися;


- отсутствие наработанных практик организации просветительской работы с родительской общественностью по формированию, развитию и поддержке детской одаренности.


В муниципальной системе образования за годы реализации стратегической инициативы "Наша новая школа" и муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" накоплен достаточный опыт организации работы с одаренными детьми согласно направлениям, заданным приоритетами государственной политики. Так, в направлении обеспечения "социального лифта", выявления и продвижения одаренных детей созданы условия по привлечению (вовлечению) и гарантированному участию в олимпиадном движении для каждого ребенка. В этих целях унифицированы сроки проведения внутришкольного этапа Всероссийской олимпиады школьников, упорядочены и унифицированы требования к ее проведению, существенно расширен контингент участников (включены учащиеся начальной школы, учащиеся коррекционных школ), расширен и качественно дополнен перечень олимпиад, позволяющих ребенку в очном либо дистанционном режиме принять участие в интеллектуальных соревнованиях.


В этой части деятельности - первоначально обозначенной как стратегический ресурс поддержки одаренности - достигнут системный эффект, демонстрируемый стабильными показателями успешности.


В предметных олимпиадах на муниципальном уровне в 2013 году приняли участие 3539 учащихся (15%) 7 - 11 классов по 21 учебному предмету, относительно 2011 года рост составил 9%. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в январе 2014 года участвовало 286 учащихся 9 - 11 классов тюменских школ (в 2013 году - 263), занявших 58 призовых мест. Также наблюдается рост количества призеров предметных олимпиад заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (восемь призовых мест: русский язык - 3 человека, литература - 2 человека, английский язык - 2 человека, история - 1 человек; в 2011 году среди призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады было только 2 тюменских школьника). Исследовательский потенциал одаренных школьников проявляется и на различных этапах Всероссийской научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее".


С целью дальнейшего развития на территории города Тюмени системы выявления и поддержки талантливых детей распоряжением Правительства Тюменской области от 22.10.2012 N 2162-рп "О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей" определены образовательные организации, которые призваны обеспечить дополнительную (углубленную) подготовку по двум направлениям: естественно-математическому (МАОУ СОШ NN 7, 15, 22, 27, 40, 51, 63, 65, 68, 88, 48, 92 города Тюмени, МАОУ гимназии NN 12, 16 города Тюмени, МАОУ лицеи NN 34, 81, 93 города Тюмени) и социально-гуманитарному (МАОУ гимназии NN 1, 5, 21, 49, 83 города Тюмени, МАОУ СОШ NN 25, 70, 89, 94 города Тюмени). В настоящее время разработаны концептуальные подходы создания модели сетевого взаимодействия участников образовательной деятельности по выделенным направлениям предметной специализации.


(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 13.11.2017 N 284-рк)


Одной из форм сопровождения одаренных детей является участие в проекте фонда имени Д.И. Менделеева "Путь к Олимпу". В октябре - ноябре 2014 года организована поездка одаренных учащихся для участия во Всероссийском тренинге "Путь к Олимпу" (город Москва): по физике - 10 чел., химии - 10 чел., математике - 13 чел., истории - 11 чел.


Таким образом, в течение периода реализации муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2012 - 2014 годы" система образования города Тюмени поступательно развивала ресурсную базу по организации работы с одаренными детьми и, обобщая накопленный опыт и имеющийся потенциал, актуализировала проблему систематизации всех направлений деятельности. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нормативно закрепляет обозначенное движение к индивидуализации образования через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся и развитие образовательной инфраструктуры.