Причины возникновения проблемы:
- недостаток мест в дошкольных образовательных организациях в отдельных микрорайонах города, в том числе для детей от 1,5 до 3 лет в большинстве районов города;
- недостаточный потенциал организаций негосударственного сектора экономики в предоставлении качественных услуг дошкольного образования;
- несоответствие развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО);
- недостаточный уровень профессиональных компетенций у педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей, обозначенных в ФГОС ДО.
Наличие существующих проблем затрудняет создание условий для обеспечения доступности и повышения качества услуг дошкольного образования.
Услуги дошкольного образования в городе оказывают 106 организаций (муниципальные дошкольные образовательные организации - 89, общеобразовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход, - 12, негосударственные дошкольные образовательные организации - 1, иные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход, - 4); а также 15 организаций получают субсидию в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуги по содержанию детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и группах полного дня. Меры, предпринятые в 2012 - 2013 годах (открытие дополнительных мест для дошкольников посредством возвращения и реконструкции зданий бывших детских садов, используемых не по назначению; открытие дополнительных групп за счет рационального использования имеющихся площадей; функционирование отделений дошкольного образования в школах), позволили уже в 2013 году полностью удовлетворить потребность в местах в дошкольных организациях для детей от 3 до 7 лет.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблема доступности дошкольного образования остается актуальной для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (11875 детей по состоянию на 01.01.2015), которым не предоставлены услуги по присмотру и уходу в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
В связи с развитием экономики города, высокими темпами застройки и благоприятной демографической ситуацией потребность в местах в дошкольных образовательных организациях постоянно повышается. Чаще всего это районы интенсивной жилищной застройки: микрорайон "Тюменский" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 273), микрорайон "Войновка" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 246), микрорайон "Европейский" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 363), район "Дом Обороны" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 389), район ул. Московский тракт (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 271), микрорайон "Мыс" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 222), 5 - 6 микрорайоны и микрорайон "Южный" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 419), микрорайон "Тура" (количество детей от 1,5 до 3 лет, состоящих на учете, - 217).
В строящихся микрорайонах "Ямальский", "Видный", "Ямальский 2" дошкольные образовательные организации отсутствуют. Дети от 3 до 7 лет, проживающие в вышеуказанных районах, посещают детские сады не по месту их жительства.
Строительство детских садов в развивающихся районах позволит более полно удовлетворять потребность в местах в детских садах для детей указанного возраста и освободить, тем самым, места в других районах города для детей от 1,5 до 3 лет.
Вместе с тем необходимо понимать, что процесс создания современных комфортных условий пребывания воспитанников в дошкольных образовательных организациях неразрывно связан с необходимостью поддержания зданий в нормативном техническом состоянии. С 2009 года в городе проводится ежегодное обследование технического состояния объектов дошкольных образовательных организаций с целью определения необходимости в проведении ремонтных работ текущего либо капитального характера. Текущие ремонты, направленные на устранение аварийных ситуаций, выполняются в оперативном порядке. За период с 2009 года комплексный капитальный ремонт выполнен в 28 детских садах, частичный капитальный ремонт (устройство скатной кровли, устройство ограждения территории, замена оконных и дверных блоков) - в 29 детских садах. В настоящее время потребность в проведении ремонтных работ в дошкольных образовательных организациях сохраняется.
С 2010 года постепенно увеличивается количество организаций негосударственного сектора экономики, предоставляющих услуги детям дошкольного возраста и получающих субсидию на частичную компенсацию затрат в связи с оказанием услуг по содержанию детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и группах полного дня, причем 5 из 18 таких организаций имеют лицензию на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО в связи с введением ФГОС ДО особо актуален. Согласно требованиям стандарта развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, многофункциональной, доступной и безопасной. Все детские сады города оснащены необходимым набором игр и игрушек для развития дошкольников по пяти направлениям: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие. Игровая среда обогащается элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Эти условия обеспечивают насыщенность и вариативность развивающей среды. Доступность и безопасность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается во всех дошкольных образовательных организациях: