Роль федеральных органов в экономических процессах регионов постепенно усиливается прежде всего на основе необходимости обеспечения единства нормативных правовых актов, восстановления и развития межрегиональных систем транспорта и коммуникаций.
Основными формами участия федеральных органов власти в развитии Волгоградской области могут быть:
размещение федеральных заказов на поставки продукции для общегосударственных нужд;
участие в инвестиционных проектах особой значимости;
осуществление государственной поддержки федеральных программ регионального развития с долевым государственным участием;
корректировка налоговой политики, снижение налогового бремени производителей;
поддержка интересов местных экспортеров в доступности для них внешнего рынка;
пресечение криминальных проявлений в экономике.
Ориентиры областных мер обеспечения экономической безопасности выражаются в согласованной экономической политике, направленной на создание режима наибольшего благоприятствования для всех субъектов экономических отношений в рамках существующего правового пространства.
Экономическая политика Волгоградской области должна быть направлена прежде всего на оживление реального сектора экономики и поддержку инвестиционного процесса как основополагающих условий стабильности экономического развития области.
Экономическое развитие области должно учитывать экономически обоснованное территориальное разделение труда:
создание новых предприятий и переоборудование действующих, способных выпускать продукцию, конкурентоспособную по качеству и цене;
переработку сырья на месте или в близлежащих регионах.
К компетенции местных органов управления должно относиться освоение и использование природных ресурсов, поддержка промышленности, развитие торговли, сферы услуг, культуры, здравоохранения, поддержание правопорядка.
Меры обеспечения экономической безопасности области основываются на:
создании и функционировании при администрации области и областной Думе системы обеспечения экономической безопасности и координации деятельности правоохранительных органов;
увеличении мер государственной поддержки градообразующих предприятий как потенциальных доноров областного бюджета, ресурсосберегающих технологий в промышленности и сельском хозяйстве;
укреплении способности экономики области функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
содействии в создании и функционировании производства импортозамещающей продукции на производственных мощностях области;
развитии социально значимых отраслей производства, устойчивых к внешним негативным факторам;
укреплении устойчивости финансовой и банковской системы области при наиболее тесном взаимодействии с органами внутренних дел;
оптимизации существующей налоговой политики для всех субъектов экономических правоотношений независимо от форм собственности;
предоставлении налоговых льгот, гарантий и поручительств за счет средств областного бюджета предприятиям и организациям с высокой бюджетной эффективностью;
содействии в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в экономику области;
увеличении степени контроля за состоянием экономики области путем создания правовых предпосылок владения и распоряжения государственной собственностью, участия в ключевых инвестиционных программах, проведения гибкой внешнеэкономической деятельности, управления социальными процессами, развитием науки, культуры, образования, здравоохранения;
преодолении бюрократизма и коррупции в государственном аппарате, поддержке различных форм общественного контроля за эффективностью его деятельности, осуществляемых в тесном взаимодействии с органами внутренних дел;
создании механизма регулирования ценовых соотношений на продукцию сельхозпроизводителей, включающего в себя систему адресной государственной дотации сельскому хозяйству;
развитии экономической базы федеральных отношений, участии в формировании общероссийского рынка;