Автомобильный пассажирский транспорт общего пользования (далее - АПТ) - один из важных факторов обеспечения жизнедеятельности более чем в 39 городах и районах Волгоградской области. Ежегодно им перевозится свыше 280 млн. пассажиров на 628 автобусных маршрутах в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Активное развитие частного сектора в сфере городского пассажирского транспорта, характерное для большинства крупных городов области, не в состоянии значительно смягчить остроту проблем транспортного обслуживания населения и компенсировать снижение провозных возможностей пассажирского транспорта, поскольку в большинстве городов достигнут экономически обоснованный предел насыщения малыми автобусами, работающими в режиме маршрутных таксомоторов. Кроме того, частные перевозчики не решают проблему транспортного обслуживания граждан, имеющих льготы по оплате проезда согласно действующему законодательству, и малообеспеченных слоев населения.
Несмотря на развитие услуг, предоставляемых субъектами малого предпринимательства по перевозке пассажиров автобусами, которыми в 2001 году перевезено около 19 млн. пассажиров, их доля в общем объеме пассажиропотока составляет всего 6,9 процента. В настоящее время государственные предприятия пассажирского автотранспорта общего пользования являются основными, а при перевозке льготных категорий пассажиров - единственными перевозчиками в Волгоградской области.
Действующий парк 23 государственных областных унитарных пассажирских автотранспортных предприятий и МУП "Волжская автоколонна N 1732" на начало 2002 года составляет соответственно 1767 и 309 автобусов. По сравнению с 1990 годом списочный парк автобусов сократился к 2001 году на 986 единиц, или на 32 процента, при сохранении обслуживаемой маршрутной сети.
В настоящее время 76 процентов автобусов эксплуатируются сверх нормативного срока службы и подлежат списанию 1645 единиц, в том числе:
по управлению транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области - 1410 единиц;
МУП "Волжская автоколонна N 1732" - 235 единиц.
Основной причиной сокращения и старения парка автобусов является резкое снижение темпов его обновления. Для ежегодной нормативной замены подлежащего списанию парка потребность в обновлении подвижного состава составляет не менее 260 единиц, а с учетом технического состояния имеющегося подвижного состава - не менее 500 единиц.
Поставка автобусов для государственных автопредприятий за последние годы составила:
1998 г. - 14 единиц;
1999 г. - 19 единиц;
2000 г. - 113 единиц (в том числе 70 малой и 43 большой вместимости);
2001 г. - 110 единиц (в том числе 79 малой и 31 большой вместимости).
Сохранение текущего уровня закупок подвижного состава за счет откладывания на неопределенный срок замены износившегося парка приведет в ближайшем будущем к массовому выходу его из строя и другим труднопреодолимым последствиям, поставив под вопрос в ряде городов и районов само существование автомобильного пассажирского транспорта.
Если в период до начала 90-х годов обновление автобусного парка сдерживалось резким спадом производства автобусов, то в последние годы основной причиной является ограниченность выделяемых на эти цели финансовых ресурсов. Отмена транспортного налога, являвшегося, по сути дела, единственным гарантированным источником для воспроизводства общественного транспорта, также осложнила обстановку, поскольку собственными финансовыми средствами на обновление парка автобусов пассажирские автопредприятия не располагают.
Эксплуатационные расходы в 2001 году на выполнение маршрутных перевозок государственным сектором автомобильного транспорта составили 623,6 млн. рублей. Доходы, полученные в виде платы за проезд, - 234,4 млн. рублей, в целом обеспечили покрытие 37,6 процента затрат. Убытки от перевозок в 2001 году достигли 389,2 млн. рублей. Непрофинансированные убытки от перевозки пассажиров по состоянию на 1 января 2002 года составили 109,2 млн. рублей.