Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

3.2.4. Анализ развития транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры


Транспортная инфраструктура. Волгоградская область имеет развитую транспортную инфраструктуру и располагает всеми видами транспорта, кроме морского. Важную роль в транспортной системе Волгоградской области играет железнодорожный транспорт, осуществляющий основные транспортно-экономические связи региона с другими регионами России и зарубежными странами. Протяженность железных дорог в области составляет 1660 километров.

Сложилась пятилучевая радиальная конфигурация их расположения с центром в Волгограде: а) на северо-запад; это направление связывает Волгоград со столицей нашей Родины - Москвой, промышленными центрами Центрально-Черноземного и Центрального экономических районов; б) на запад; железнодорожные пути связывают область с Донецко-Приднепровским районом, с его угольными, металлургическими, машиностроительными и химическими предприятиями; в) юго-западное направление - это Новороссийск, Ростов-на-Дону и другие центры Северо-Кавказского района; г) на юго-восточном направлении располагается Астрахань, из нее путь лежит в Казахстан и Среднюю Азию; д) северное направление - это крупные индустриальные центры Поволжья: Саратов, Самара, Ульяновск, Казань.

В границах Волгоградской области для перевозок грузов и пассажиров используются входящие в Единую глубоководную систему европейской части России участки рек Волги и Дона, Волго-Донской судоходный канал. Габариты судового хода этих путей, а также размеры камер шлюзов позволяют эффективно эксплуатировать крупнотоннажный флот, включая суда "река-море" плавания. Судоходными являются также р. Дон выше г. Калача-на-Дону и верховья реки Ахтубы. Основными предприятиями речного транспорта Волгоградской области являются ОАО "Волгоградский речной порт", ОАО "Калачевский порт", Волжская база технического обслуживания флота ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство", Калачевский филиал ОАО "Донречфлот". Автомобильный транспорт в Волгоградской области осуществляет в основном перевозки грузов во внутрирайонном сообщении, обеспечивая выход продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий к железнодорожным станциям и узлам, речным портам региона для последующего его вывоза в другие районы России, страны СНГ и зарубежные страны. Сельское хозяйство в области на 80 - 90 процентов обслуживается автомобильным транспортом, и дальнейшее его развитие и совершенствование напрямую связано с этим видом транспорта, развитием и совершенствованием сети автомобильных дорог в сельской местности. Увеличению грузооборота способствует рост грузоподъемности автомобилей, строительство автомобильных дорог с твердым покрытием. Конфигурация шоссейных дорог в основном повторяет конфигурацию железных. Наибольшее значение имеют магистрали Волгоград - Тамбов - Москва, Волгоград - Саратов, Волгоград - Элиста - Ставрополь, Волгоград - Шахты и Волгоград - Астрахань. Волгоградский аэропорт - один из крупнейших в Поволжье. Воздушные трассы связывают Волгоград со многими городами. Аэропорт Волгоград (Гумрак), являющийся аэропортом федерального значения, допущен к осуществлению международных перевозок. Большое значение имеет трубопроводный транспорт. Сеть трубопроводов соединяет Волгоград с нефтяными и газовыми месторождениями области. Кроме того, через ее территорию пролегли магистральные нефтепроводы: Западная Сибирь - Самара - Новосибирск, Самара - Лисичанск.

Однако в географическом плане сеть железных и шоссейных дорог распределена неравномерно. В восточной (заволжской) части области дорожная сеть развита недостаточно. После распада СССР Волгоградская область стала приграничным регионом, и для развития взаимодействия с Казахстаном и Средней Азией необходимо интенсивное развитие транспортной инфраструктуры в этой части. С другой стороны, учитывая тот факт, что количество транспорта и объем перевозимых грузов ежегодно увеличиваются, а объемы финансирования дорожного хозяйства сокращаются, большинство дорог имеют высокую степень износа и нуждаются в реконструкции. По общей протяженности дорог с твердым покрытием Волгоградская область значительно отстает от других регионов, в частности, от Самарской области (в 3 раза). Более 450 населенных пунктов области не имеют дорог с твердым покрытием. Развитие транспортной инфраструктуры является ключевым стратегическим компонентом развития, от которого в значительной степени будет зависеть реализация других стратегических направлений в АПК и промышленности. Сегодня недостаточное развитие транспортной инфраструктуры является сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии региона.

Информационно-коммуникационная инфраструктура. Волгоградская область входит в настоящее время в группу регионов Российской Федерации со средним уровнем развития информатизации. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, в 2005 году парк персональных компьютеров (далее - ПК) составил 85463 единицы, из которых 18,15 процента ПК приобретены в 2005 году. На 100 ПК приходилось 19 работников организаций. В 2005 году 1462 предприятия использовали электронную почту, 1458 организаций - глобальные сети, 447 организаций - выделенные каналы связи. В регионе функционируют 207 пунктов общественного доступа граждан в Интернет, количество ПК в пунктах доступа составляет 354 единицы. Число организаций, имеющих Web-сайты в сети Интернет, составило 306 единиц (на 30 процентов больше, чем в 2004 году). Использование Интернет организациями в 2005 г. возросло на 44,91 процента, других глобальных сетей - на 29,37 процента, выделенных каналов связи - на 55,75 процента. В органах исполнительной власти области создаются и развиваются электронные представительства.

Продолжается развитие сетевой инфраструктуры организаций. С 2006 года в целях создания антитеррористического банка данных в Волгоградской области реализуется проект "Создание региональной межведомственной антитеррористической телекоммуникационной корпоративной сети Волгоградской области".

В 2006 году информатизация органов исполнительной власти является составной частью проводимой в Волгоградской области административной и бюджетной реформы. Реализуются сложные комплексные проекты, предназначенные для решения конкретных задач государственного управления и объединяющие в единое информационное пространство органы власти как по горизонтали, так и по вертикали, что позволяет повысить прозрачность их деятельности (система исполнения бюджета "АЦК-Финансы", автоматизированная информационная система "Государственный заказ Волгоградской области", единая информационная аналитическая система для автоматизации информационного взаимодействия между Федеральной службой по тарифам России, региональными органами регулирования и регулируемыми организациями в рамках процесса установления тарифов).

Особое значение придается формированию единого информационного пространства региона. Администрацией Волгоградской области организовано информационное взаимодействие между Управлением ФНС России по Волгоградской области, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, что обеспечивает доступ к актуальной статистической информации, прием, накопление и предоставление сведений по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для структурных подразделений Администрации Волгоградской области и муниципальных образований Волгоградской области.

Внедрение информационной системы в государственных учреждениях центров занятости населения (далее - ГУ ЦЗН) позволило организовать доступ граждан к информационным ресурсам службы занятости непосредственно через более чем 40 информационных киосков, официальный сайт ГУ ЦЗН г. Волгограда http://czn.volgadmin.ru; специалистов ГУ ЦЗН к комплексу услуг, предусмотренных Федеральным законом от 22 ноября 1999 года N 195-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации". Работодатели для получения государственных услуг имеют доступ к информационным ресурсам службы занятости при нахождении в центре занятости населения или с предприятия, используя каналы Интернет, через специальный программный комплекс "Партнер".

Активно развивается и инфокоммуникационная инфраструктура в кредитных учреждениях, расположенных на территории Волгоградской области. В 2006 году в регионе действуют более 535 тыс. банковских карт, ряд банков области предоставляют клиентам услугу Интернет-банкинга, открытие счета онлайн, получение форм для заполнения и пользования услугами банков, граждане могут производить оплату коммунальных услуг с использованием сети Интернет.

В 2006 году продолжилось развитие информатизации социальной сферы.

В рамках реализации областных целевых программ "Адресная социальная поддержка населения Волгоградской области", "Семья и дети" приобретается компьютерная техника, ведется персонифицированный учет граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, учет гарантий и льгот.

Продолжается развитие информатизации в сфере образования. В результате реализации федеральных и областных целевых программ оснащенность компьютерной техникой в общеобразовательных учреждениях составляет 33 обучающихся на 1 компьютер, в вузах - 7 студентов на 1 компьютер (в 1999 году - 178 обучающихся на 1 компьютер и 12 студентов на 1 компьютер соответственно).

С 2005 года начато внедрение одного из компонентов теленаставничества - телеаттестации в целях повышения уровня квалификации медицинских работников. С использованием методов и средств телемедицины в 2006 году аттестовано 500 человек, получили консультации или лечение 35 человек (в 2,5 раза больше, чем в 2005 году).

Уделяется внимание обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области. Организована оперативная работа по круглосуточному мониторингу радиационно-опасных объектов на территории Волгоградской области при помощи "Автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Волгоградской области". Работают два компьютерных центра: в Комитете охраны природы Администрации Волгоградской области и Главном управлении МЧС России по Волгоградской области.

Несмотря на общую положительную динамику развития ИКТ-инфраструктуры области, проведенный анализ позволил выделить основные проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие региональной информатизации:

недостаточное развитие нормативно-правовой базы по ИКТ как на федеральном, так и на региональном уровне;

существование информационного неравенства с точки зрения доступа и получения информации, прежде всего из-за неразвитости инфраструктуры и высокой стоимости ИКТ-услуг в муниципальных образованиях области, недостаточный уровень конкуренции по предоставлению услуг по доступу к Интернет и использованию ИКТ, особенно вне крупных городов;

необеспеченность ИКТ-специалистами на муниципальном уровне; отсутствие мероприятий по обучению населения базовым навыкам использования ИКТ;

нереализованность потенциала использования ИКТ в социально-экономических сферах деятельности, прежде всего в культуре, медицине, социальной защите, образовании, сфере электронного бизнеса;

недостаточное количество интерактивных услуг, отсутствие транзакционных услуг, оказываемых государственными организациями населению и предприятиям Волгоградской области.