Сценарий инновационного развития предполагает экономический рост и увеличение ВРП за счет развития, повсеместного внедрения инновационных технологий. Укрепление существующих, создание новых конкурентных преимуществ на основе достижений НТП и уникальных товаров, поставляемых на рынок. Преимущественная ориентация выпуска товаров на внешние: общероссийские и зарубежные рынки. Данный сценарий основывается на высококвалифицированной рабочей силе, притоке большого объема инвестиций и присоединении к ряду крупных федеральных проектов, осуществляемых Правительством Российской Федерации в инновационной сфере деятельности, обновлении основного капитала уже существующих производств, выводе их деятельности на качественно новый уровень организации и выпуска товаров.
Данный сценарий предполагает формирование принципиально нового портфеля ресурсов, в основном ресурсов постиндустриального развития. В результате реализации инновационного сценария в Волгоградской области будут сформированы технопарки и мегаполисы, имеющие свою инфраструктуру. В экономике области будут выделены приоритетные отрасли развития, за которыми закрепится роль "локомотивов" экономики. Ряд отраслей и инновационных производств будет иметь общероссийское значение. Значительно возрастет доля готовой продукции и снизится доля сырья в товарной структуре регионального производства.
Благодаря росту конкурентоспособности инновационной продукции региональных предприятий на общероссийских и мировых рынках создадутся благоприятные предпосылки значительного увеличения ВРП.
Реализация третьего сценария позволит значительно увеличить экономический потенциал области, качественно изменить его структуру. Будет решена проблема обновления основных производственных фондов предприятий. Все это создаст экономическую основу для решения социальных задач: повышения уровня доходов населения, решения демографической проблемы и др.
Для реализации данного сценария руководству области необходимо формировать политику организации высокотехнологичных производств, венчурных компаний, развития внешних связей. Большое внимание необходимо уделить разработке механизмов формирования государственного инновационного заказа, направленного на развитие приоритетных видов деятельности и отраслей экономики. Следует осуществить поэтапную реализацию Программы инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, направленной как на разработку новых видов военной техники, так и на использование двойных технологий для развития промышленности и потребительского рынка. Не менее важны разработка методов государственной сертификации инновационной продукции и услуг, формирование основ государственного протекционизма в отношении отечественных инновационных разработок, разработка региональной Программы активизации деятельности вузов в области производства инновационной продукции и услуг с учетом специфики нашего региона.
Однако реализация сценария инновационного развития требует больших инвестиционных затрат, значительно больших, чем предыдущие два сценария. Развитие области по данному сценарию возможно, скорее всего, в более отдаленной перспективе.
Из всех приведенных сценариев наиболее предпочтительным и реально осуществимым является второй сценарий, сценарий комплексного развития. Реализация данного сценария позволит к 2025 году увеличить объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни населения. Поскольку первый сценарий, инерционный, является сегодня, при сложившихся мировых и общероссийских тенденциях, сценарием тупикового развития. Что касается 3-го сценария, то, скорее всего, исходя из общероссийских тенденций развития, его реализация будет возможной в более отдаленной перспективе и потребует коренной перестройки экономики и большого количества инвестиционных вложений. При этом в других регионах (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск) созданы большие предпосылки для реализации данного сценария, и они будут больше привлекательными в этом плане для привлечения инвестиционных ресурсов в инновационное развитие.