Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА


 Рис. 10. Динамика изменения показателей рождаемости и смертности населения Волгоградской области


Регулирование миграционных процессов. Процесс миграции частично компенсирует естественную убыль населения, однако имеет ряд негативных последствий социального характера (рост преступности и др.). Этот процесс должен жестко регулироваться со стороны государственных органов. В первую очередь необходимо препятствовать процессам нелегальной миграции. По данным ГУВД г. Волгограда, как было отмечено, число мигрантов без регистрации составляет 13 тыс. <13>. К 2025 году этот показатель нужно свести к минимуму. Для этого необходимо принять ряд мер:

     ________________

<13> В России легальных мигрантов 1,15 млн., а нелегальных мигрантов более 10,1 млн. Исходя из этих цифр, количество нелегальных мигрантов в Волгоградской области будет значительно выше 13 тыс.

1. Экономические, предусматривающие:

- взимание (освобождение от взимания) различных сборов и пошлин (за регистрацию по месту пребывания, за право привлечения иностранной рабочей силы, иногородних специалистов и др.), их снижение (или повышение) в зависимости от складывающихся условий;

- взимание залоговых сумм (например, на приобретение обратного билета для иностранной рабочей силы по окончании срока действия права на трудовую деятельность);

- применение штрафных санкций за нарушение установленного миграционного порядка.

2. Административные, предусматривающие, прежде всего, строгое применение паспортного режима, режима регистрации, порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, других установленных норм и правил, а также административную ответственность за нарушение существующих нормативных актов.

3. Оперативные, предусматривающие усиление дополнительных мер оперативного контроля за обеспечением установленного миграционного порядка, включая меры фильтрации иммиграционных потоков, усиление регистрационного режима пребывания, расширение практики выдворения мигрантов-нарушителей, проведение проверок и др.

Кроме этого, необходимо повысить эффективность регулирования процессов внутренней миграции. С одной стороны, содействовать перемещению и перераспределению трудовых ресурсов и населения области, в первую очередь в точки экономического роста. С другой стороны, создавать стимулы для привлечения населения в малые города и сельские населенные пункты на добровольной основе вслед за развитием производства и наличием условий для проживания.

Повышение эффективности системы расселения. Система расселения до 2025 года, скорее всего, не претерпит серьезных изменений. Основная часть населения (70 процентов) будет проживать в городах. Вместе с этим необходимо способствовать улучшению структуры расселения посредством развития подцентров культурно-бытового обслуживания областного значения, выравнивания системы доступности объектов областного значения; развития агломерации и малых городов и поселений. Важное значение при совершенствовании системы расселения должен приобрести критерий экологической безопасности.

Обеспечение эффективной занятости населения. В связи с долгосрочной тенденцией снижения трудового потенциала области как результата естественной убыли населения и изменения его половозрастной структуры в перспективе проблема безработицы не будет стоять остро. Напротив, при увеличении экономического потенциала области в результате реализации на определенном этапе может возникнуть дефицит трудовых ресурсов, в первую очередь рабочих специальностей. Проблема сокращения занятости населения может возникнуть в случае реализации инерционного сценария развития. Главной задачей обеспечения эффективной занятости населения на долгосрочную перспективу является обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов. Также необходимо принять меры по разработке и реализации территориальных программ социально-экономического развития, включая целевые программы по приоритетным активным направлениям работы на территориальных рынках труда, в том числе в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций.