Присоединение России к ВТО будет означать принятие обязательств: по приведению национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО; либерализации доступа на внутренний рынок товаров и услуг.
1. Анализ возможных последствий выполнения обязательств по обеспечению соответствия внутреннего законодательства нормам и правилам ВТО, применению принципов национального режима (НР) и режима наибольшего благоприятствования (РНБ), ограничению использования нетарифных инструментов регулирования импорта (лицензирование и количественные ограничения) показывает, что эти изменения не вызовут заметных отрицательных последствий для развития производства и могут стать факторами повышения конкурентоспособности предприятий Волгоградской области благодаря устранению излишних ограничений, формированию здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, увеличению уровня транспарентности законодательства и мер регулирования.
Положительные эффекты упрощения и гармонизации системы технического регулирования проявятся в упрощении и рационализации процедур подтверждения соответствия; ускорении оборачиваемости средств; повышении конкурентоспособности продукции за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований; повышении инвестиционной привлекательности предприятий; снижении расходов и устранении дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований; уменьшении числа документов и повышении степени прозрачности системы технического регулирования.
2. Анализ возможных изменений системы тарифного регулирования и соответствующей динамики импорта и производства при вступлении в ВТО показывает, что прогнозируемые изменения торгового режима не вызовут более существенных изменений, чем в последние 6 - 7 лет и не приведут к качественным изменениям в развитии импорта и производства при сохранении тенденции к экономической стабилизации и дальнейшей адаптации предприятий Волгоградской области к условиям открытой рыночной экономики.
Снижение импортных ограничений не столь существенно, чтобы вызвать резкие потрясения, кроме того, новые импортные тарифы начнут действовать через 4 - 7 лет. Это дает возможность региональным производителям модернизировать производство, внедрять новые технологии и выпускать конкурентоспособную продукцию.
Независимо от присоединения России к ВТО объем экспорта относительно промышленного производства будет иметь в регионе естественную тенденцию к снижению как следствие экономической стабилизации и экономического роста, активизации внутреннего спроса и расширения объема внутреннего рынка.
Рост объема промышленного производства к 2010 году при всех вариантах развития событий составляет близкие величины, которые находятся в интервале от 21 процента в случае неприсоединения к ВТО до 23 процентов в случае если условия тарифного предложения сочетаются с изменением режима расчета НДС при импорте.
Наиболее высокие темпы роста объемов промышленного производства будут наблюдаться, независимо от сценария развития событий, в одних и тех же отраслях: в промышленности строительных материалов, машиностроении и металлообработке, пищевой (без мукомольно-крупяной) промышленности.
Наиболее чувствительными к присоединению к ВТО по показателю соотношения импорта и внутреннего производства в текущих ценах являются такие отрасли, как: мясо-молочная, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство запчастей к ним. Рост импорта относительно внутреннего производства будет самым значительным в мясо-молочной промышленности.
Однако поскольку предприятия этих "чувствительных" отраслей не являются бюджетообразующими для Волгоградской области, прогнозируемые изменения результатов их функционирования не могут повлиять на перспективы развития экономики региона.
Изменение условий доступа на рынок услуг затронет лишь некоторые секторы услуг (финансовых, страховых, информационных) и соответствующих инструментов регулирования. В отношении большинства секторов услуг и инструментов регулирования заметного изменения практики применения мер и ограничений не произойдет, поскольку они не являются предметом обсуждения в ходе переговоров по доступу на рынок и не входят в сферу обязательств в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать положительное стимулирующее воздействие. Возможно ухудшение положения на рынке и ослабление конкурентных позиций некоторых волгоградских банковских и страховых компаний, однако эти трудности могут испытывать отдельные фирмы, но не экономика области в целом.
В области применения мер защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры) основные трудности будут связаны с необходимостью обеспечения юридической и процедурной четкости применения мер, повышения активности и увеличения масштабов их использования, соответственно, роста государственных и частных расходов на создание юридической и консультационной инфраструктуры, подготовку кадров соответствующей квалификации.
Таким образом, среднесрочные и долгосрочные тенденции развития экономики Волгоградской области будут определяться в первую очередь не фактором присоединения России к ВТО, а общим ходом экономического развития, направлениями, методами и инструментами реализации государственной экономической политики, в том числе по отношению к проблемным отраслям.