Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

3.2.9. Анализ бюджетных ограничений и их влияния на реализацию мер по развитию области в среднесрочной перспективе


В 2005 году в консолидированный бюджет Волгоградской области входили областной бюджет, 6 городских и 33 районных бюджета. Доля доходов и расходов областного бюджета в консолидированном бюджете региона в 2005 году составила 64 процента. Большую долю доходов в консолидированном бюджете Волгоградской области составляют налоги. Из них основная доля приходится на федеральные налоги. На долю налога на прибыль в 2005 году приходилось 19,8 процента, налог на доходы физических лиц - 28,6 процента, акцизов - 6,8 процента. При этом на долю доходов от малого предпринимательства, использующего специальные налоговые режимы, приходится всего 4 процента доходов, на долю региональных налогов - 8,4 процента, на долю местных налогов - 3,7 процента. Доходы бюджета в 2005 году составили 29546 млн. рублей.

В 2005 году на формирование доходной части консолидированного бюджета Волгоградской области оказывали влияние следующие ограничения:

в соответствии с действующим бюджетным законодательством в консолидированном бюджете области остается только 40 процентов от сумм, поступивших на территории области, налоговых, неналоговых доходов и поступлений во внебюджетные фонды. Основные доходы, связанные с налогами на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых, акцизами, уходят в федеральный бюджет, а все большая часть расходов на социальные нужды, расходы на образование и здравоохранение переводится на бюджеты субъектов Российской Федерации. Доля расходов из регионального бюджета постоянно возрастает;

в доходах бюджета Волгоградской области высока доля поступлений от естественных монополий. В 2005 году более 30 процентов общего объема налоговых поступлений во все уровни бюджетов на территории области составляли поступления от организаций, осуществляющих добычу нефти и производство нефтепродуктов. Это может в перспективе уменьшить доходную базу бюджета в связи с изменением цен на нефть и исчерпанием основных месторождений. При этом основная часть бюджетообразующих организаций прошли стадию реорганизации и стали частью структурно интегрированных компаний, которые, формируя налоговую политику, не всегда учитывают интересы региона <8>. Нестабильность налоговой базы в этом случае зачастую ставит органы власти области и местного самоуправления на грань финансового выживания;

     ________________

<8> Так, например, во втором полугодии 2004 года резко сократились поступления налога на прибыль от таких бюджетообразующих организаций области, как ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" (были предъявлены расчеты к возмещению из бюджета за счет списания затрат на приобретение информации по геологическому исследованию лицензионных участков промышленной добычи нефти на сумму 312 млн. руб., в том числе в региональный бюджет 247 млн. руб.) и ООО "Волгоградтрансгаз". Потери консолидированного бюджета области по налогу на прибыль за счет снижения поступлений только по двум вышеназванным предприятиям за 2004 год составили порядка 250 млн. руб. В I полугодии 2005 года из переплаты, образовавшейся у ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", было возмещено порядка 320 млн. руб.

низкая доля поступлений от сельского хозяйства - всего 1,2 процента от всех налоговых поступлений во все уровни бюджетов. При этом сельское хозяйство имеет значительную долю в ВРП (более 13 процентов).