Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

3.2.7. Анализ развития потребительского рынка, малого предпринимательства, туризма


Развитие потребительского рынка. В соответствии с ростом доходов населения и увеличением спроса населения на потребительские товары и услуги на протяжении последних лет увеличиваются объемы розничной торговли и платных услуг населению. Растет спрос на услуги общественного питания, обслуживание и ремонт автотранспортных средств и бытовых приборов, услуги по организации отдыха и развлечений, культуры, спорта и туризма, другие услуги населению.

Этот сектор экономики развивается опережающими темпами по сравнению с другими базовыми видами экономической деятельности. Ежегодный рост оборота розничной торговли с 2000 года колеблется в пределах 110 - 118 процентов.

В сфере розничной торговли занято более 125 тыс. человек и около 22,5 тыс. человек - в сфере бытового обслуживания населения, что составляет 18,7 процента работающего населения области. Только от торговли как сферы экономической деятельности создается около 13 процентов ВРП. На территории области действуют 8,4 тыс. магазинов, 4,5 тыс. объектов мелкорозничной торговой сети, 128 вещевых и продовольственных рынков, 2,4 тыс. объектов общественного питания, около 5,5 тыс. объектов бытового обслуживания населения.

При этом основные фонды торговли и сферы услуг населению составляют немногим более одного процента основных фондов Волгоградской области. Стабильный рост доходов населения и расширение форм и методов кредитования населения при покупке дорогостоящих товаров позволяют прогнозировать дальнейшую долгосрочную инвестиционную привлекательность этой сферы деятельности на коммерческой основе без привлечения бюджетных средств.

Малое предпринимательство.

Наибольшая доля малых предприятий области сосредоточена в сфере потребительского рынка. Так, в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта и обслуживания автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиниц и ресторанов действует 45,7 процента всех малых предприятий области. В сфере строительства и ремонта жилищ работает 12,6 процента малых предприятий, 15,5 процента малых предприятий области занято риелторской деятельностью.

При этом в сфере сельскохозяйственного производства и рыболовства действует лишь 5,5 процента малых предприятий, а в сфере промышленного производства - 11,1 процента от общего числа (14,6 тыс.) малых предприятий области.

В Волгоградской области зарегистрировано более 55 тыс. индивидуальных предпринимателей и более 3 тыс. глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Для малых предприятий характерно привлечение работников на условиях вторичной занятости - по совместительству и по договорам гражданско-правового характера, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы.

Следует предположить, что структура малого бизнеса в среднесрочной перспективе не претерпит существенных изменений. В долгосрочной перспективе перед органами власти всех уровней стоит задача переориентации деятельности малого бизнеса на развитие собственных производств в сфере инноваций, переработки сельскохозяйственной продукции и сырья, обрабатывающих производств, строительства и ремонта жилья. Для этого должны направляться усилия органов власти на развитие бизнес-инкубаторов в муниципальных образованиях, технопарков, бизнес-центров и иных объектов, а также развитие венчурного капитала.

Туризм. Развитие туризма в Волгоградской области также в последние годы имеет положительную динамику, которая, скорее всего, сохранится в перспективе. В частности, ожидается увеличение въездного и внутреннего потоков с 400 тыс. человек в 2005 году до 520 тыс. человек в 2010 году. При среднестатистическом потреблении одним туристом в сутки всей совокупности услуг на сумму не менее 500 рублей годовой объем потребления платных услуг на территории Волгоградской области за счет роста туристского потока к 2010 году увеличится на 325 млн. рублей и составит 1400 млн. рублей (в 2005 году объем платных услуг составил 1075 млн. рублей), а увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит в среднем 143,5 млн. рублей. Вместе с этим по объему туристических услуг Волгоградская область значительно уступает другим регионам ЮФО, в первую очередь, Краснодарскому и Ставропольскому краям. Соответственно, развитие сферы туризма в долгосрочной перспективе не будет выделено в качестве стратегического приоритета в силу естественных причин, географического положения и др. Однако развитие ряда объектов туризма может иметь большое значение на региональном уровне (в частности, о. Эльтон, Волго-Ахтубинская пойма и другие).