Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

4.4. Перспективы развития трансконтинентальных транспортных коридоров на территории Волгоградской области


Волгоградская область имеет достаточно выгодное географическое положение, являясь главными южными воротами России с выходом на Иран, на Ирак через Кавказ и на Индию через Республику Казахстан. В последнее время наблюдается рост экономики Ирана (6 процентов), Турции (9 процентов), Армении (8 процентов), Азербайджана, Казахстана (9 процентов), Индии и Китая, в среднем превышающий средний показатель по России и значительно опережающий показатели ЮФО. В условиях глобализации и перспективы дальнейшего роста потенциала экономики указанных стран грузопоток по направлениям север - юг и запад - восток увеличивается. В частности, объемы торговли между Азией и Европой за последние 20 лет выросли почти в 6 раз и составили в 2003 году, по данным Всемирной торговой организации, порядка 550 млрд. долларов США. Это создает предпосылки для развития трансконтинентальных транспортных коридоров по территории Волгоградской области.

В связи с этим Волгоградская область является одним из регионов России, который может получить значительный экономический эффект от проходящих интеграционных процессов в сфере транспорта. Регион занимает важное место в системе обеспечения евроазиатских транспортно-экономических связей. Действительно, выгодное географическое положение делает Волгоградскую область выгодной для развития трансконтинентальных транспортных коридоров. Через территорию Волгоградской области проходят основные транспортные магистрали: "Север-Юг", Транссиб.

Практически все формирующиеся на территории России международные и внутренние транспортные коридоры проходят через Волгоградский транспортный узел. Здесь сходятся водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный пути. Волгоградская область Волго-Донским судоходным каналом связана с Азово-Черноморским и Средиземноморским бассейнами; Волгой и Волго-Балтийским путем - с Каспийским и Балтийским морями. Из Волгограда как из железнодорожного узла отходят ветки: на Санкт-Петербург и Урал - в северном направлении, Новороссийск, Астрахань и Баку - в южном.

Транспортная инфраструктура области представлена в двух из трех основных международных транспортных коридорах.

В коридоре "Север-Юг" входит в состав основного железнодорожного, автомобильного и водного маршрутов.

Железнодорожный маршрут: Бусловская - Санкт-Петербург - Москва - Рязань - Мичуринск - Ртищево - Саратов - Волгоград - Верхний Баскунчак - Астрахань.

Автомобильный маршрут: Торфяновка (граница с Финляндией) - Санкт-Петербург - Великий Новгород - Тверь - Москва - Кашира - Тамбов - Борисоглебск - Волгоград - Астрахань.

Водный маршрут: Санкт-Петербург - Вытегра - Череповец - Нижний Новгород - Казань - Волгоград - Астрахань - Каспийское море.

В коридоре "Транссиб" входит в ответвления железнодорожного и автомобильного маршрутов.

Ответвление основного железнодорожного маршрута: Сызрань - Саратов - Волгоград - Тихорецкая - Краснодар - Новороссийск.

Ответвление основного автомобильного маршрута: Саратов - Волгоград - Каменск-Шахтинский - Ростов-на-Дону - Новороссийск.

Это является важной предпосылкой формирования трансконтинентальных коридоров на территории области. Однако для реализации этих возможностей необходимы значительные инвестиции на развитие транспортной инфраструктуры, расширение дорог с твердым покрытием, строительство интермодальных терминалов, реконструкцию Волго-Донского канала и др. Главной проблемой является то, что имеющиеся объекты транспортной инфраструктуры общероссийского значения в основном изначально были ориентированы на внутреннее использование и не рассчитаны на грузопотоки в рамках трансконтинентальных транспортных коридоров <10>. Основная сеть дорог строилась в 70 - 80-е годы, когда нагрузки на автодорожное полотно не были рассчитаны на осевые нагрузки современного транспорта, которые выросли с 6 до 40 тонн. Для этого они нуждаются в серьезной реконструкции, чтобы соответствовать мировым стандартам по качеству грузовых перевозок. Вместе с этим необходимо строительство принципиально новых объектов инфраструктуры, таких как интермодальные терминалы, логистические центры, магистральные шоссейные дороги и др. По оценкам западных экспертов, транспортировка грузов по России имеет высокую степень риска в связи с возможностью возникновения непредсказуемых ситуаций и задержек по техническим и организационным причинам. В то время как фактор времени и доставка груза в срок является сегодня определяющим критерием оценки транспортного потенциала региона <11>. Кроме того, Волгоградской области придется конкурировать с Астраханской областью, которая также планирует создание подобных терминалов на базе порта Оля и строительство прямой магистрали на Ростов. В результате реализации данного проекта Волгоградская область может потерять ряд преимуществ в развитии транспортных коридоров евро-азиатского направления.

     ________________

<10> Основная сеть дорог строилась в 70 - 80-е годы, когда нагрузки на автодорожное полотно не были рассчитаны на осевые нагрузки современного транспорта, которые выросли с 6 до 40 тонн.

<11> Снижение цены на российский газ, например, было обусловлено риском, связанным с перебоями поставок по вине Украины.


5. Анализ благоприятных и неблагоприятных (возможностей и угроз) стратегического развития Волгоградской области

В целом анализ социально-экономического развития Волгоградской области позволяет выделить благоприятные и неблагоприятные факторы реализации Стратегии.

К числу благоприятных факторов (или конкурентных преимуществ) следует отнести:

наличие широкого ресурсного потенциала развития, включая достаточное количество минерально-сырьевых ресурсов;

развитое промышленное производство с высокой степенью диверсификации, в Волгоградской области производится около 2 процентов от общероссийского объема промышленного производства и более 28 процентов - от выпуска промышленной продукции ЮФО; многоотраслевая ориентация промышленного производства с высокой долей перерабатывающей промышленности создает предпосылки устойчивого развития экономики региона, в отличие от регионов, специализирующихся исключительно на добыче полезных ископаемых;

благоприятные условия для развития высокоэффективного сельскохозяйственного производства - Волгоградская область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации по производству зерна;

выгодное географическое положение, позволяющее вести активный товарообмен с близлежащими регионами и формирование трансконтинентальных транспортных коридоров;

наличие высококвалифицированных кадров и инновационного потенциала.

К числу неблагоприятных факторов (или ограничений) следует отнести:

естественную убыль населения в результате повышения уровня смерти и снижения уровня рождаемости (2-е место в ЮФО по смертности населения в расчете на 1 тыс. жителей);

рост миграционных потоков, в том числе нелегальной миграции из стран бывшего СНГ, что приводит к росту преступности в регионе и социальной напряженности;

низкий уровень доходов населения в сравнении со среднероссийскими показателями (72 процента от общероссийского уровня); потребность в улучшении жилищных условий, низкие объемы жилищного строительства по сравнению с другими регионами ЮФО (в 2006 г. - 636,1 тыс. кв. метров при потребности не ниже 1 млн. кв. метров);

высокий износ основных фондов в промышленности (более 40 - 60 процентов), высокий износ оборудования и сетей в электроэнергетике (около 70 процентов), неспособность в ближайшей перспективе регионального энергетического комплекса удовлетворить растущий спрос на электроэнергию как со стороны предприятий, так и со стороны населения;