Позитивное изменение демографической ситуации в значительной мере связано с повышением эффективности социальной политики, ростом уровня жизни населения, который, в свою очередь, обуславливается увеличением доходов населения, улучшением системы образования и здравоохранения, обеспеченностью жильем.
Увеличение доходов населения. Сегодня уровень доходов населения области остается низким по сравнению с общероссийским показателем. Реализация основных приоритетных направлений Стратегии, направленных на повышение экономического потенциала области, в перспективе должна позволить реально увеличить доходы населения. Основными ориентирами политики увеличения доходов населения в долгосрочной перспективе должны быть увеличение среднедушевых доходов населения, повышение минимальной заработной платы и снижение уровня бедности. Реальные денежные доходы населения должны увеличиться в 2,5 раза, заработная плата должна достигнуть уровня выше общероссийского. Минимальная заработная плата должна стать в два раза выше уровня прожиточного минимума, который тоже, в свою очередь, должен значительно вырасти. Уровень бедности, или процент населения с доходами ниже прожиточного минимума, должен быть снижен с 16 процентов в 2006 году до 5 процентов в 2025. Особое внимание необходимо уделить легализации выплаты заработной платы работникам организаций. Важной проблемой в области останется большая дифференциация населения по доходам. Это является отражением общероссийской тенденции. В частности, в ЮФО 20 процентов населения с высоким доходом получают практически около 50 процентов совокупного дохода, тогда как 20 процентов населения с низким доходом получают только 17 процентов совокупного дохода. В соответствии с этим в Волгоградской области на долгосрочную перспективу необходимо принять меры по увеличению доходов социально незащищенных групп населения. В первую очередь необходимо увеличить размер оказываемой малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам государственной социальной помощи до величины прожиточного минимума, а также увеличить ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, не менее чем в 10 раз.
Улучшение жилищных условий населения. Наличие доступного жилья является важным показателем социального благополучия населения области. В рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Российской Федерации планируется увеличение объемов жилищного строительства по стране в целом до 80 млн. кв. м жилья в год. В связи с этим в Волгоградской области необходимо довести объемы жилищного строительства с 500 тыс. кв. м до 1 млн. кв. м в год <14>. Увеличить уровень обеспеченности населения жильем с 19 кв. м на душу населения до 25 - 26 кв. м на душу населения. Также необходимо осуществлять субсидирование молодых и многодетных семей для приобретения жилья.
________________
<14> В 1982 - 1985 гг. Волгоградская область уже достигала такого объема жилищного строительства. В Ростовской области, например, как было отмечено, уже сегодня ежегодно сдается около 1 млн. кв. м жилья.
Повышение качества здравоохранения. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" необходимо увеличить объемы финансирования на развитие здравоохранения. Продолжить строительство специализированных медицинских центров и оснащение их необходимым оборудованием. Также необходимо продолжить практику диспансеризации населения с целью выявления и своевременного лечения заболеваний, профилактики инфекционных, паразитарных заболеваний и пищевых отравлений; борьбу с сахарным диабетом (обеспечение бесплатным инсулином больных сахарным диабетом), вакцинопрофилактику населения, борьбу с ВИЧ-инфекцией с целью снижения уровня заболеваемости населения, активное выявление и профилактику туберкулеза. Особое внимание необходимо уделить развитию материально-технической базы поликлиник и сельских больниц.
Совершенствование системы образования. Наряду с реализацией основных направлений национального проекта "Образование" на территории Волгоградской области основное внимание следует уделить следующим важным направлениям. На уровне среднего образования с целью сохранения здоровья детей следует рассмотреть различные варианты снижения нагрузки учащихся, имея в виду введение новых здоровьесберегающих образовательных технологий, снижение аудиторной нагрузки учащихся. Учитывая, что аудиторная нагрузка учащихся в России выше, чем, например, в европейских странах, на 10 - 15 процентов, целесообразно апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы), расширении спектра услуг дополнительного образования. При этом индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ могут финансироваться как из бюджетных средств муниципалитетов, так и из иных источников. Также для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения необходимо создать условия для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование") в целях обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. На уровне высшего образования главной проблемой сегодня является невостребованность выпускников вузов по ряду специальностей рынком. В связи с этим необходимо совершенствование механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также разработка критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи.
Увеличение объема платных услуг населению. Качество жизни населения в значительной степени зависит от развития сферы услуг. Сегодня недостаточный уровень развития сферы услуг в значительной мере обуславливается низкими доходами населения и низкой покупательной способностью. В долгосрочной перспективе объем платных услуг будет возрастать с ростом доходов населения, что, в свою очередь, приведет к росту доли услуг в структуре ВРП с 30 до 45 процентов и более. В связи с реализацией национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и ростом объемов жилищного строительства будет постоянно возрастать объем услуг ЖКХ.