Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ (с изменениями на: 28.08.2012)


5. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения


Повышение заработной платы учителей - один из самых главных шагов на пути развития образования Волгоградской области. Этот шаг способствует привлечению молодых специалистов в школы, развитию педагогического потенциала Волгоградской области.

На основании постановления Администрации Волгоградской области от 15 июня 2011 года N 268-п "О поощрении лучших молодых учителей образовательных учреждений Волгоградской области", в целях стимулирования педагогической деятельности молодых учителей образовательных учреждений Волгоградской области, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основании результатов конкурсного отбора за счет средств областного бюджета выплачиваются 40 денежных поощрений молодым учителям за высокое педагогическое мастерство в размере 50 тыс. рублей каждое.

В Волгоградской области на базе ВГАПКРО разработана программа обеспечения молодых учителей научно-методическими и практическими знаниями и умениями. Основной целью программы является развитие личности молодого педагога, активно, компетентно и эффективно участвующего в решении задач модернизации образования.

Наибольшую обеспокоенность в Волгоградской области вызывает низкий уровень притока и закрепления молодых педагогов в образовательных учреждениях. Проблема сокращения притока молодых педагогов стала активно обсуждаться в 2006 - 2009 годах. В Волгоградской области предприняты меры по материальной поддержке молодых педагогов в форме единовременных выплат или ежемесячных надбавок к заработной плате в первые три года работы.

Немаловажным фактором в решении данной проблемы является организация профессиональной поддержки молодых педагогов. Статистика по ряду регионов показывает, что среди увольняющихся из образовательных учреждений значительная часть приходится на эту категорию работников. Таким образом, сегодня наиболее актуальной проблемой становится профессиональная адаптация молодых специалистов. В этой связи актуальными являются организация школ молодого учителя, наставничества, программы мастер-классов на региональном уровне, создание советов молодых педагогов на региональном и муниципальном уровнях.

Интересным представляется опыт муниципальных районов и городских округов Волгоградской области по использованию современных форм работы с педагогической молодежью - профессиональные конкурсы для молодых педагогов "Педагогический дебют".

В то же время важно отметить, что решение этой проблемы не носит комплексного характера. Отсутствуют новые институциональные формы и механизмы, позволяющие не только привлечь молодых специалистов для работы в школы, но и создать условия для их успешной профессиональной адаптации.

Опыт работы в образовательных учреждениях Волгоградской области показывает, что наиболее действенными средствами в работе с молодыми педагогами являются, во-первых, проведение уроков (особенно в первый год работы) под наблюдением наставника, при этом данная работа наставнику включается в его педагогическую нагрузку или дополнительно оплачивается; во-вторых, оценка работы молодого педагога в конце учебного года (самопрезентация молодого специалиста по итогам профессиональной адаптации).

Решение проблемы закрепления молодых педагогов тесным образом связано с проблемой рассогласования педагогического образования с изменениями в системе общего образования. Именно поэтому планируется разработать систему мероприятий по построению взаимодействия общеобразовательных учреждений, выступающих в качестве работодателя, и будущих педагогов (выпускников вузов), совместное экспертное обсуждение программ подготовки педагогов к будущей профессиональной деятельности, проведение конференции по проблемам профессионального образования с участием работодателей (руководителей общеобразовательных учреждений).