Недействующий

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 31 августа 2012 года N 908

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 13 сентября 2019 года на основании приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской обл. от 13.09.2019 N 107.
____________________________________________________________________

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"), подпунктом 7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства", а также пунктами 15 и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", руководствуясь требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 01 сентября 2012 года и подлежит официальному опубликованию.

Министр образования и науки
Волгоградской области
А.М.КОРОТКОВ

     




Приложение 1
Утверждена
приказом
министерства образования
и науки Волгоградской области
от 31 августа 2012 года N 908

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ


 1. Учебно-тематический план

 N

п/п

 Тема      

Все-

го  

Количество часов

 при очной форме

 подготовки    

 Количество часов при

 очно-заочной <*> форме

 подготовки          

 Форма контроля  

 в том числе   

 в том числе          

лек-

ции

семи-

нары-

тре-

нинги

инди-

ви-

дуаль-

ное

кон-

суль-

тиро-

вание

лек-

ции

семи-

нары-

тре-

нинги

инди-

ви-

дуаль-

ное

кон-

суль-

тиро-

вание

самостоя-

тельная

работа      

изу-

чение

тем  

прак-

тичес-

кие

зада-

ния   

 1.

Введение

в программу

подготовки

кандидатов

в приемные

родители.

Содержание,

цели, задачи

и этапы

проведения

программы

подготовки

кандидатов

в приемные

родители        

 10

 3

 3  

 4  

 2

 2  

 2  

 3  

 1  

Структурированное

интервью         

 2.

Представление

о потребностях

развития

приемного

ребенка

и о необходимых

компетенциях

приемных

родителей.

Понятие

о мотивации

приемных

родителей       

 4

 1

 3  

 1  

 3  

 3.

Этапы развития

ребенка         

 8

 2

 6  

 2  

 6  

 4.

Особенности

развития

и поведения

ребенка,

оставшегося

без попечения

родителей,

подвергшегося

жестокому

обращению.

диспропорции

развития ребенка

 4

 1

 3  

 1

 3  

 5.

Последствия

от разрыва

с кровной семьей

для развития

ребенка,

оставшегося

без попечения

родителей

(нарушение

привязанности,

особенности

переживания горя

и потери,

формирование

личной

и семейной

идентичности)   

 4

 1

 3  

 1

 1  

 1  

 1  

 6.

Адаптация

приемного

ребенка

и приемной семьи

 6

 1

 3  

 2  

 1

 2  

 2  

 1  

 7.

"Трудное"

поведение

приемного

ребенка, навыки

управления

"трудным"

поведением

ребенка         

 6

 4  

 2  

 2  

 2  

 2  

 8.

Обеспечение

безопасности

ребенка. Меры по

предотвращению

рисков жестокого

обращения и

причинения вреда

здоровью ребенка

 4

 1

 3  

 1

 1  

 2  

 9.

Особенности

полового

воспитания

приемного

ребенка         

 4

 1

 3  

 1  

 3  

10.

Роль семьи

в обеспечении

потребностей

развития

и реабилитации

ребенка         

 20

 1

 3  

 16  

 1

 2  

 8  

 1  

 8  

11.

Взаимодействие

приемной семьи

с органами опеки

и попечительства

и иными

организациями,

предоставляющими

услуги детям

и семьям        

 4

 4  

 1

 3  

12.

Основы

законодательства

Российской

Федерации

об устройстве

детей,

оставшихся

без попечения

родителей,

на воспитание

в семьи граждан

 4

 4

 2

 2  

13.

Подведение

итогов освоения

курса подготовки

кандидатов

в приемные

родители.

Итоговая

аттестация      

 2

 2  

 2  

Собеседование    

14.

Всего           

 80

 16

 38  

 26  

 10

 12  

 16  

 16  

 26  

     ________________

<*> Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осваивается по очной форме обучения или очно-заочной форме обучения граждан, проживающих в удаленных районах Волгоградской области (допускается совмещение с дистанционной формой обучения).


2. Программа тем


2.1. Раздел "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители" включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:

выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как приемных родителей;

формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, приемы, используемые в процессе его проведения; содержание особенностей и порядка прохождения тренинговой подготовки и психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи (в случае его проведения); понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга;

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их отличия и особенности.

2.2. Раздел "Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей" включает:

изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

2.3. Раздел "Этапы развития ребенка" включает изучение следующих тем:

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

2.4. Раздел "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка" включает изучение следующих тем:

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорции развития ребенка. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

2.5. Раздел "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)" включает изучение следующих тем:

потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативная (невротическая) привязанность", "амбивалентная привязанность", "избегающая привязанность", "дезорганизованная привязанность");

понятие "горе и потеря" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие);

последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

2.6. Раздел "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи" включает изучение следующих тем:

особенности ожидания приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации;

тайна усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности;

способы, как сказать ребенку, что он приемный;

роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

2.7. Раздел "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка" включает изучение следующих тем:

формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними;

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

2.8. Раздел "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка" включает изучение следующих тем:

создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»