ПРИКАЗ
от 31 августа 2012 года N 908
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 13 сентября 2019 года на основании приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской обл. от 13.09.2019 N 107.
____________________________________________________________________
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"), подпунктом 7 пункта 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства", а также пунктами 15 и 17 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", руководствуясь требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 01 сентября 2012 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр образования и науки
Волгоградской области
А.М.КОРОТКОВ
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
N п/п | Тема | Все- го | Количество часов при очной форме подготовки | Количество часов при очно-заочной <*> форме подготовки | Форма контроля | ||||||
в том числе | в том числе | ||||||||||
лек- ции | семи- нары- тре- нинги | инди- ви- дуаль- ное кон- суль- тиро- вание | лек- ции | семи- нары- тре- нинги | инди- ви- дуаль- ное кон- суль- тиро- вание | самостоя- тельная работа | |||||
изу- чение тем | прак- тичес- кие зада- ния | ||||||||||
1. | Введение в программу подготовки кандидатов в приемные родители. Содержание, цели, задачи и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители | 10 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | Структурированное интервью |
2. | Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 4 | 1 | 3 | 1 | 3 | |||||
3. | Этапы развития ребенка | 8 | 2 | 6 | 2 | 6 | |||||
4. | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. диспропорции развития ребенка | 4 | 1 | 3 | 1 | 3 | |||||
5. | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
6. | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 6 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | ||
7. | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
8. | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | ||||
9. | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 4 | 1 | 3 | 1 | 3 | |||||
10. | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 20 | 1 | 3 | 16 | 1 | 2 | 8 | 1 | 8 | |
11. | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 4 | 4 | 1 | 3 | ||||||
12. | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 4 | 4 | 2 | 2 | ||||||
13. | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. Итоговая аттестация | 2 | 2 | 2 | Собеседование | ||||||
14. | Всего | 80 | 16 | 38 | 26 | 10 | 12 | 16 | 16 | 26 |
________________
<*> Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осваивается по очной форме обучения или очно-заочной форме обучения граждан, проживающих в удаленных районах Волгоградской области (допускается совмещение с дистанционной формой обучения).
2.1. Раздел "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители" включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как приемных родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, приемы, используемые в процессе его проведения; содержание особенностей и порядка прохождения тренинговой подготовки и психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки, и членов их семьи (в случае его проведения); понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга;
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их отличия и особенности.
2.2. Раздел "Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей" включает:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
2.3. Раздел "Этапы развития ребенка" включает изучение следующих тем:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
2.4. Раздел "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка" включает изучение следующих тем:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
2.5. Раздел "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)" включает изучение следующих тем:
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативная (невротическая) привязанность", "амбивалентная привязанность", "избегающая привязанность", "дезорганизованная привязанность");
понятие "горе и потеря" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие);
последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
2.6. Раздел "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи" включает изучение следующих тем:
особенности ожидания приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности;
способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
2.7. Раздел "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка" включает изучение следующих тем:
формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
2.8. Раздел "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка" включает изучение следующих тем:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;