Действующий

Об утверждении Стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования город Абакан до 2021 года



Таблица 3.3.6



Финансовые результаты деятельности прочих муниципальных предприятий города Абакана

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013 (оценка)

Соотношение 2013 к 2009, в %

1. Выручка, тыс. руб.

27454

35946

43671

51029

54116

197,12

2. Затраты, тыс. руб.

32713

36995

45899

51987

56100

171,49

3. Средний уровень затрат, %

119,16

102,92

105,10

101,88

103,67

87,00

4. Финансовый результат от продаж, тыс. руб.

-5259

-1049

-2228

-958

-1984

37,73

5. Чистая прибыль, тыс. руб.

4695

6108

6819

12290

10810

в 2,3 раза

6. Рентабельность деятельности, %

14,35

16,51

14,86

23,64

19,27

134,29


Выручка от реализации повышалась более быстрыми темпами по сравнению с себестоимостью, что позволило в 2012 г. сократить убыток от основной деятельности в 5,5 раза по сравнению с 2009 г. Бюджетное финансирование деятельности МУП "ИРТА "Абакан" позволило выйти на безубыточный уровень и обеспечило в обобщенной оценке достаточно высокий уровень рентабельности деятельности рассматриваемых предприятий - 23,64%. Чистая прибыль, полученная МУП "ДП "Орленок", направляется на приобретение новых аттракционов, а также на замену аттракционов, нормативный срок которых уже выработан.


Но значительная часть муниципальных предприятий характеризуется низкой инвестиционной активностью, так как получаемой прибыли недостаточно для развития и реализации социальных программ. Администрацией города совместно с предприятиями разрабатываются и принимаются инвестиционные программы развития объектов коммунальной инфраструктуры: теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения города, частичное финансирование которых берет на себя бюджет города.


Анализ эффективности муниципальных предприятий целесообразно дополнить показателями деловой активности деятельности муниципальных предприятий. Рассмотрим основные показатели деловой активности в динамике по каждому предприятию (рисунки 3.3.1 - 3.3.4)*.

________________

* Рисунки 3.3.1-3.3.4 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.              



Значения показателей деловой активности - общей оборачиваемости капитала, фондоотдачи и коэффициента оборачиваемости оборотных активов - существенно отличаются на различных предприятиях, что обусловлено отраслевыми особенностями деятельности предприятий, поэтому целесообразно анализировать динамику показателя по каждому предприятию. МУП "Абаканское парковое хозяйство" было ликвидировано в соответствии с Постановлением Администрации города Абакана от 25.10.2012 N 2034, поэтому оценка показателей деловой активности для данного предприятия в 2013 г. не производилась.

Повышение оборачиваемости совокупного капитала за анализируемый период произошло на МУП "Айра", МУП "ИРТА "Абакан", МУП "Троллейбусное управление", МП "Абаканские электрические сети" (рисунок 3.3.1), что свидетельствует о повышении эффективности использования всех составляющих оборотного капитала. Стабильным на протяжении всего анализируемого периода коэффициент общей оборачиваемости оставался на МП "Водоканал". На остальных предприятиях произошло сокращение объемов продукции, приходящейся на 1 руб. всех активов. Наибольшее замедление общей оборачиваемости капитала произошло на МУП "Спецавтобаза ЖКХ" и МУП "Абаканское парковое хозяйство" - на 89,12% и 44,36% соответственно.


Проведем анализ оборачиваемости оборотных активов и основных средств (фондоотдача).


Практически на всех муниципальных предприятиях за анализируемый период рост оборотных активов не был обеспечен необходимым приростом выручки от реализации, в результате чего произошло замедление оборачиваемости оборотных активов (рисунок 3.3.2). Исключение составили МУП "ИРТА "Абакан" и МУП "ДП "Орленок" - оборачиваемость оборотных активов повысилась на 0,59 и 0,49 оборота соответственно. Значительных изменений оборачиваемости оборотных активов не происходило.


На МУП "Управляющая жилищная компания" и МУП "Абаканское парковое хозяйство" замедлению оборачиваемости способствовало сокращение выручки (на 54,93% и 15,96% соответственно). На остальных муниципальных предприятиях, несмотря на возросшую выручку от реализации, на замедление оборачиваемости оборотных активов в большей степени оказали влияние следующие факторы: на МП "Абаканские электрические сети", МУП "Айра", МП "Аптека N 56" и МП "Аптека N 58" - снижение оборачиваемости запасов, на МП "Аптека N 24" - снижение оборачиваемости денежных средств и капитальных вложений, на МУП "Спецавтобаза ЖКХ", МП "Абаканские тепловые сети", МП "Водоканал", МУП "Троллейбусное управление" и МП "Стоматолог" - значительное отвлечение оборотных средств предприятий в дебиторскую задолженность.


Следует отметить, что на предприятиях МУП "Управляющая жилищная компания", МП "Абаканские тепловые сети", МП "Аптека N 58", МУП "Айра", МП "Стоматолог", МП "Водоканал", МУП "Абаканское парковое хозяйство" удельный вес активов, отвлеченных в дебиторскую задолженность, превышает 20% в общей сумме активов, что приводит не только к потере деловой активности, но и снижает финансовую устойчивость муниципальных предприятий.

Положительная динамика изменения фондоотдачи на предприятиях МП "Аптека N 58", МП "Аптека N 24", МУП "Айра", МУП "ДП "Орленок", МП "Водоканал" и МП "АЭС" (рисунки 3.3.3 и 3.3.4 - не приводятся) обусловлена опережающими темпами роста выручки по сравнению с темпами роста стоимости основных средств и свидетельствует о повышении интенсивности использования основных средств.

На остальных предприятиях произошло снижение фондоотдачи, а, следовательно, снизилась и эффективность его использования. Наибольшими темпы снижения фондоотдачи были на МУП "Спецавтобаза ЖКХ", МУП "Абаканское парковое хозяйство" и МУП "Управляющая жилищная компания" - на 89,18%, 63,85% и 59,21% соответственно.


Таким образом, анализ динамики деловой активности показал, что на большинстве муниципальных предприятий происходит замедление оборачиваемости капитала и, как следствие, менее эффективное его использование.


В муниципальном секторе экономики в течение анализируемого периода появился новый тип бюджетных учреждений - автономные. В 2009 г. на территории города Абакана действовало только МАУ "Спорткомплекс "Саяны", остальные муниципальные автономные учреждения были созданы в конце 2009 г., поэтому этап анализа целесообразно начинать с 2010 г. (таблица 3.3.7).