Финансовые результаты деятельности прочих муниципальных предприятий города Абакана
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 (оценка) | Соотношение 2013 к 2009, в % |
1. Выручка, тыс. руб. | 27454 | 35946 | 43671 | 51029 | 54116 | 197,12 |
2. Затраты, тыс. руб. | 32713 | 36995 | 45899 | 51987 | 56100 | 171,49 |
3. Средний уровень затрат, % | 119,16 | 102,92 | 105,10 | 101,88 | 103,67 | 87,00 |
4. Финансовый результат от продаж, тыс. руб. | -5259 | -1049 | -2228 | -958 | -1984 | 37,73 |
5. Чистая прибыль, тыс. руб. | 4695 | 6108 | 6819 | 12290 | 10810 | в 2,3 раза |
6. Рентабельность деятельности, % | 14,35 | 16,51 | 14,86 | 23,64 | 19,27 | 134,29 |
Выручка от реализации повышалась более быстрыми темпами по сравнению с себестоимостью, что позволило в 2012 г. сократить убыток от основной деятельности в 5,5 раза по сравнению с 2009 г. Бюджетное финансирование деятельности МУП "ИРТА "Абакан" позволило выйти на безубыточный уровень и обеспечило в обобщенной оценке достаточно высокий уровень рентабельности деятельности рассматриваемых предприятий - 23,64%. Чистая прибыль, полученная МУП "ДП "Орленок", направляется на приобретение новых аттракционов, а также на замену аттракционов, нормативный срок которых уже выработан.
Но значительная часть муниципальных предприятий характеризуется низкой инвестиционной активностью, так как получаемой прибыли недостаточно для развития и реализации социальных программ. Администрацией города совместно с предприятиями разрабатываются и принимаются инвестиционные программы развития объектов коммунальной инфраструктуры: теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения города, частичное финансирование которых берет на себя бюджет города.
Анализ эффективности муниципальных предприятий целесообразно дополнить показателями деловой активности деятельности муниципальных предприятий. Рассмотрим основные показатели деловой активности в динамике по каждому предприятию (рисунки 3.3.1 - 3.3.4)*.
________________
* Рисунки 3.3.1-3.3.4 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.
Значения показателей деловой активности - общей оборачиваемости капитала, фондоотдачи и коэффициента оборачиваемости оборотных активов - существенно отличаются на различных предприятиях, что обусловлено отраслевыми особенностями деятельности предприятий, поэтому целесообразно анализировать динамику показателя по каждому предприятию. МУП "Абаканское парковое хозяйство" было ликвидировано в соответствии с Постановлением Администрации города Абакана от 25.10.2012 N 2034, поэтому оценка показателей деловой активности для данного предприятия в 2013 г. не производилась.
Повышение оборачиваемости совокупного капитала за анализируемый период произошло на МУП "Айра", МУП "ИРТА "Абакан", МУП "Троллейбусное управление", МП "Абаканские электрические сети" (рисунок 3.3.1), что свидетельствует о повышении эффективности использования всех составляющих оборотного капитала. Стабильным на протяжении всего анализируемого периода коэффициент общей оборачиваемости оставался на МП "Водоканал". На остальных предприятиях произошло сокращение объемов продукции, приходящейся на 1 руб. всех активов. Наибольшее замедление общей оборачиваемости капитала произошло на МУП "Спецавтобаза ЖКХ" и МУП "Абаканское парковое хозяйство" - на 89,12% и 44,36% соответственно.
Проведем анализ оборачиваемости оборотных активов и основных средств (фондоотдача).
Практически на всех муниципальных предприятиях за анализируемый период рост оборотных активов не был обеспечен необходимым приростом выручки от реализации, в результате чего произошло замедление оборачиваемости оборотных активов (рисунок 3.3.2). Исключение составили МУП "ИРТА "Абакан" и МУП "ДП "Орленок" - оборачиваемость оборотных активов повысилась на 0,59 и 0,49 оборота соответственно. Значительных изменений оборачиваемости оборотных активов не происходило.
На МУП "Управляющая жилищная компания" и МУП "Абаканское парковое хозяйство" замедлению оборачиваемости способствовало сокращение выручки (на 54,93% и 15,96% соответственно). На остальных муниципальных предприятиях, несмотря на возросшую выручку от реализации, на замедление оборачиваемости оборотных активов в большей степени оказали влияние следующие факторы: на МП "Абаканские электрические сети", МУП "Айра", МП "Аптека N 56" и МП "Аптека N 58" - снижение оборачиваемости запасов, на МП "Аптека N 24" - снижение оборачиваемости денежных средств и капитальных вложений, на МУП "Спецавтобаза ЖКХ", МП "Абаканские тепловые сети", МП "Водоканал", МУП "Троллейбусное управление" и МП "Стоматолог" - значительное отвлечение оборотных средств предприятий в дебиторскую задолженность.
Следует отметить, что на предприятиях МУП "Управляющая жилищная компания", МП "Абаканские тепловые сети", МП "Аптека N 58", МУП "Айра", МП "Стоматолог", МП "Водоканал", МУП "Абаканское парковое хозяйство" удельный вес активов, отвлеченных в дебиторскую задолженность, превышает 20% в общей сумме активов, что приводит не только к потере деловой активности, но и снижает финансовую устойчивость муниципальных предприятий.
Положительная динамика изменения фондоотдачи на предприятиях МП "Аптека N 58", МП "Аптека N 24", МУП "Айра", МУП "ДП "Орленок", МП "Водоканал" и МП "АЭС" (рисунки 3.3.3 и 3.3.4 - не приводятся) обусловлена опережающими темпами роста выручки по сравнению с темпами роста стоимости основных средств и свидетельствует о повышении интенсивности использования основных средств.
На остальных предприятиях произошло снижение фондоотдачи, а, следовательно, снизилась и эффективность его использования. Наибольшими темпы снижения фондоотдачи были на МУП "Спецавтобаза ЖКХ", МУП "Абаканское парковое хозяйство" и МУП "Управляющая жилищная компания" - на 89,18%, 63,85% и 59,21% соответственно.
Таким образом, анализ динамики деловой активности показал, что на большинстве муниципальных предприятий происходит замедление оборачиваемости капитала и, как следствие, менее эффективное его использование.
В муниципальном секторе экономики в течение анализируемого периода появился новый тип бюджетных учреждений - автономные. В 2009 г. на территории города Абакана действовало только МАУ "Спорткомплекс "Саяны", остальные муниципальные автономные учреждения были созданы в конце 2009 г., поэтому этап анализа целесообразно начинать с 2010 г. (таблица 3.3.7).