Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами
Опека и попечительство были и остаются наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом.
Во исполнение постановления Правительства Республики Хакасия от 28.02.2008 N 54 "О возложении на Министерство труда и социального развития Республики Хакасия функций по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан в Республике Хакасия" полномочия в сфере деятельности по опеке и попечительству возложены на Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения города Абакана".
Всего на учете в отделе опеки и попечительства ГКУ РХ "УСПН г. Абакана" состояло: в 2013 г. - 340 чел., в 2012 г. - 361 чел., в 2011 г. - 388 чел., в 2010 г. - 377 чел., в 2009 г. - 387 чел.
В городе Абакане ведется работа по формированию банка данных граждан, желающих и имеющих возможность взять под опеку совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Отдел опеки и попечительства ежегодно через средства массовой информации информирует граждан, проживающих на территории города, о возможности стать опекунами.
Законодательством предусмотрено, что родственники (бабушки, дедушки, родители, супруг, совершеннолетние дети, внуки, братья, сестра) имеют преимущественное право быть опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
Проведенный анализ показывает, что, несмотря на существующий сегодня объем мер социальной поддержки, наиболее незащищенной и уязвимой частью населения города остаются граждане пожилого возраста. После завершения активной трудовой деятельности они испытывают не только финансовые трудности, но и особо остро ощущают оторванность от общества, ненужность и одиночество. Поэтому необходимо больше вовлекать пенсионеров в посильную трудовую занятость, активную общественно полезную деятельность, обучать компьютерной грамотности. Важную роль в этом играют общественные организации ветеранов. Необходимо также к этой работе больше привлекать молодежь, развивать волонтерское движение.
Также важной социальной проблемой остается бедность среди молодых семей с детьми, а особенно среди семей с детьми до трех лет. Появление ребенка в семье резко снижает материальный достаток. Среди получателей ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного для семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, 42% составляют семьи с детьми до 3 лет. Одной из причин малообеспеченности является низкий уровень доступности жилья для молодых семей. Многие из них вынуждены платить за арендуемое жилье или проживать с родственниками.
Трудностью работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, является отсутствие у них постоянного жилья и регистрации по месту жительства. Процент таких семей с каждым годом увеличивается. Так, в 2013 г. 13% семей, состоящих на учете, не имели регистрации по месту жительства, а 16% - собственного жилья (2011 г. - 6,8%, 2012 г. - 11% семей не имеют жилья и регистрации). Данная проблема препятствует оформлению различных мер социальной поддержки и тем самым улучшению материального положения семьи.