Действующий

Об утверждении Стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования город Абакан до 2021 года



Таблица 2.7.1



Основные показатели развития потребительского рынка города Абакана и Республики Хакасия (крупные и средние предприятия)

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013 (оценка)

Соотношение 2013 к 2009, в %

1. Товарооборот на душу населения по г. Абакану, тыс. руб.

16,8

19,7

30,6

39,9

47,2

281,0

2. Товарооборот на душу населения по Республике Хакасия, тыс. руб.

8,2

9,5

13,5

17,6

21,1

257,3

3. Оборот общественного питания на душу населения по г. Абакану, тыс. руб.

0,7

0,6

0,9

0,8

0,8

114,3

4. Оборот общественного питания на душу населения по Республике Хакасия, тыс. руб.

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

150,0

5. Объем бытовых услуг на 1 жителя по г. Абакану, руб.

283

244

192

197

214

75,6

6. Объем бытовых услуг на 1 жителя по Республике Хакасия, руб.

182

123

107

106

117

64,3


Высокая доля потребительских услуг в городе Абакане по отношению к Республике Хакасия объясняется сосредоточением в городе предприятий легкой (производство швейных изделий, обуви), пищевой и перерабатывающей (производство колбасных изделий, полуфабрикатов, консервной продукции, кондитерских изделий) промышленности, авторизованных сервисных центров, федеральных и региональных сетевых ритейлеров в совокупности с развитой дорожно-транспортной инфраструктурой.


В сравнении со столицами регионов Сибирского федерального округа город Абакан по объемам оборотов розничной торговли и общественного питания на душу населения занимает 9 и 8 места соответственно (рисунки 2.7.2, 2.7.3)*.

________________

* Рисунки 2.7.2, 2.7.3 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.               



Одним из показателей развития розничной торговли в городе Абакане является фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов. Прирост фактической обеспеченности населения площадью торговых объектов в 2012 г. по отношению к 2009 г. составил 13,7% и превысил норматив минимальной обеспеченности населения торговой площадью в 3,3 раза (рисунок 2.7.4)*. Фактическая обеспеченность населения города Абакана торговыми площадями в значительной степени превышает нормативы минимальной обеспеченности по Республике Хакасия (420 м2/тыс. чел.) и в целом по Российской Федерации (521 м2/тыс. чел.).

________________

* Рисунок 2.7.4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.               



Удельный вес торговой площади объектов розничной торговли, реализующих непродовольственные товары, составляет 74% от торговой площади всех объектов торговли, расположенных на территории города Абакана. Оборот розничной торговли по продаже мебели и товаров для дома за 2011 - 2012 гг. увеличился более чем на 22%, бытовыми электротоварами и телеаппаратурой - более чем в 2 раза.


На территории города расположены 9 официальных салонов-дилеров, представляющих 15 мировых автомобильных брендов. На 1 тыс. жителей города Абакана приходится 365 автомобилей, что на 27% больше, чем по Республике Хакасия, на 58,7% данный показатель выше среднего показателя по Сибирскому федеральному округу и более чем на 47% в целом по России. Вышеуказанные показатели свидетельствуют о росте уровня жизни населения города.


Как столичный центр Республики Хакасия город Абакан является привлекательным для федеральных и региональных розничных операторов. Сетевая торговля в г. Абакане стала развиваться с 2005 г. Объем инвестиций в основной капитал по виду деятельности оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования по крупным и средним предприятиям составил в 2009 г. 521 тыс. руб., в 2011 г. этот показатель в фактически действовавших ценах увеличился к уровню 2009 г. в 32 раза и составил 16,8 млн руб., в 2012 г. сумма инвестиций в основной капитал по сравнению с 2011 г. увеличилась более чем в 5 раз и составила 86,5 млн руб.


За последние 5 лет в инфраструктуре потребительского рынка города Абакана произошли кардинальные изменения, розничная торговая сеть развивалась ускоренными темпами, открывались торговые объекты современных форматов и прогрессивных форм обслуживания (гипермаркеты, супермаркеты, магазины-дискаунтеры, "Cash&Carry", торгово-развлекательные комплексы и др.). За 2009 - 2013 гг. количество объектов розничной торговли увеличилось с 1403 до 1507 ед. В настоящее время на потребительском рынке г. Абакана активно функционируют сетевые ритейлеры федерального уровня, такие как "Командор", "Красный Яр", "Поляна", "DNS", "Евросеть", "Эксперт", "Эльдорадо", "Светофор", "Центр Обувь", "1001 запчасть" и др., регионального уровня - "Ролби", "Сибирская губерния", "Монро", "Премьер", "Власта", "ВСК" и др. Федеральные торговые сети играют на потребительском рынке более заметную роль, чем региональные сетевые ритейлеры, это обусловлено, в первую очередь, отработанными технологиями ведения бизнеса, возможностью обеспечения возрастающих потоков инвестиций в расширение сети и в известные бренды.


Продолжает развиваться сеть магазинов шаговой доступности типа "магазин у дома" (сеть магазинов "Власта", "ВСК" и др.), а также магазины традиционных методов обслуживания, предлагающие горожанам продовольственные и непродовольственные группы товаров первой необходимости. Такие предприятия расположены в жилых кварталах и максимально приближены к потребителям.


Основными конкурентными преимуществами сетевой торговли перед магазинами традиционных методов обслуживания являются возможности осуществления высокотехнологичной логистики и эффективной ассортиментной политики в более комфортных условиях обслуживания покупателей. Все это обусловливает значительное превышение показателей эффективности деятельности (товарооборачиваемость, оборот на 1 м2 площади, сумма выручки на 1 кассовый чек).


На изменение инфраструктуры потребительского рынка и упорядочение работы объектов розничной торговли в значительной степени повлияло изменение федерального законодательства в части регулирования торговой деятельности и организации деятельности розничных рынков.


С 01.01.2013 деятельность розничных рынков (универсального и специализированного типов) в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" осуществляется исключительно в капитальных зданиях, строениях и сооружениях. Реконструкция действующих розничных рынков, включающая в себя строительство новых стационарных торговых павильонов и модернизацию уже функционирующих, позволила обеспечить комфортные условия как для продавцов, так и для потребителей, качество и безопасность реализуемых товаров (продукции). В результате проделанной работы по приведению действующих розничных рынков в соответствие с вышеуказанными требованиями наблюдалась тенденция сокращения торговых мест. В 2013 г. по сравнению с 2009 г. число торговых мест уменьшилось на 75,4% (2009 г. - 4122 торговых места, 2013 г. - 1016 торговых мест).