Основные показатели развития потребительского рынка города Абакана и Республики Хакасия (крупные и средние предприятия)
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 (оценка) | Соотношение 2013 к 2009, в % |
1. Товарооборот на душу населения по г. Абакану, тыс. руб. | 16,8 | 19,7 | 30,6 | 39,9 | 47,2 | 281,0 |
2. Товарооборот на душу населения по Республике Хакасия, тыс. руб. | 8,2 | 9,5 | 13,5 | 17,6 | 21,1 | 257,3 |
3. Оборот общественного питания на душу населения по г. Абакану, тыс. руб. | 0,7 | 0,6 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 114,3 |
4. Оборот общественного питания на душу населения по Республике Хакасия, тыс. руб. | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 150,0 |
5. Объем бытовых услуг на 1 жителя по г. Абакану, руб. | 283 | 244 | 192 | 197 | 214 | 75,6 |
6. Объем бытовых услуг на 1 жителя по Республике Хакасия, руб. | 182 | 123 | 107 | 106 | 117 | 64,3 |
Высокая доля потребительских услуг в городе Абакане по отношению к Республике Хакасия объясняется сосредоточением в городе предприятий легкой (производство швейных изделий, обуви), пищевой и перерабатывающей (производство колбасных изделий, полуфабрикатов, консервной продукции, кондитерских изделий) промышленности, авторизованных сервисных центров, федеральных и региональных сетевых ритейлеров в совокупности с развитой дорожно-транспортной инфраструктурой.
В сравнении со столицами регионов Сибирского федерального округа город Абакан по объемам оборотов розничной торговли и общественного питания на душу населения занимает 9 и 8 места соответственно (рисунки 2.7.2, 2.7.3)*.
________________
* Рисунки 2.7.2, 2.7.3 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.
Одним из показателей развития розничной торговли в городе Абакане является фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов. Прирост фактической обеспеченности населения площадью торговых объектов в 2012 г. по отношению к 2009 г. составил 13,7% и превысил норматив минимальной обеспеченности населения торговой площадью в 3,3 раза (рисунок 2.7.4)*. Фактическая обеспеченность населения города Абакана торговыми площадями в значительной степени превышает нормативы минимальной обеспеченности по Республике Хакасия (420 м2/тыс. чел.) и в целом по Российской Федерации (521 м2/тыс. чел.).
________________
* Рисунок 2.7.4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Удельный вес торговой площади объектов розничной торговли, реализующих непродовольственные товары, составляет 74% от торговой площади всех объектов торговли, расположенных на территории города Абакана. Оборот розничной торговли по продаже мебели и товаров для дома за 2011 - 2012 гг. увеличился более чем на 22%, бытовыми электротоварами и телеаппаратурой - более чем в 2 раза.
На территории города расположены 9 официальных салонов-дилеров, представляющих 15 мировых автомобильных брендов. На 1 тыс. жителей города Абакана приходится 365 автомобилей, что на 27% больше, чем по Республике Хакасия, на 58,7% данный показатель выше среднего показателя по Сибирскому федеральному округу и более чем на 47% в целом по России. Вышеуказанные показатели свидетельствуют о росте уровня жизни населения города.
Как столичный центр Республики Хакасия город Абакан является привлекательным для федеральных и региональных розничных операторов. Сетевая торговля в г. Абакане стала развиваться с 2005 г. Объем инвестиций в основной капитал по виду деятельности оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования по крупным и средним предприятиям составил в 2009 г. 521 тыс. руб., в 2011 г. этот показатель в фактически действовавших ценах увеличился к уровню 2009 г. в 32 раза и составил 16,8 млн руб., в 2012 г. сумма инвестиций в основной капитал по сравнению с 2011 г. увеличилась более чем в 5 раз и составила 86,5 млн руб.
За последние 5 лет в инфраструктуре потребительского рынка города Абакана произошли кардинальные изменения, розничная торговая сеть развивалась ускоренными темпами, открывались торговые объекты современных форматов и прогрессивных форм обслуживания (гипермаркеты, супермаркеты, магазины-дискаунтеры, "Cash&Carry", торгово-развлекательные комплексы и др.). За 2009 - 2013 гг. количество объектов розничной торговли увеличилось с 1403 до 1507 ед. В настоящее время на потребительском рынке г. Абакана активно функционируют сетевые ритейлеры федерального уровня, такие как "Командор", "Красный Яр", "Поляна", "DNS", "Евросеть", "Эксперт", "Эльдорадо", "Светофор", "Центр Обувь", "1001 запчасть" и др., регионального уровня - "Ролби", "Сибирская губерния", "Монро", "Премьер", "Власта", "ВСК" и др. Федеральные торговые сети играют на потребительском рынке более заметную роль, чем региональные сетевые ритейлеры, это обусловлено, в первую очередь, отработанными технологиями ведения бизнеса, возможностью обеспечения возрастающих потоков инвестиций в расширение сети и в известные бренды.
Продолжает развиваться сеть магазинов шаговой доступности типа "магазин у дома" (сеть магазинов "Власта", "ВСК" и др.), а также магазины традиционных методов обслуживания, предлагающие горожанам продовольственные и непродовольственные группы товаров первой необходимости. Такие предприятия расположены в жилых кварталах и максимально приближены к потребителям.
Основными конкурентными преимуществами сетевой торговли перед магазинами традиционных методов обслуживания являются возможности осуществления высокотехнологичной логистики и эффективной ассортиментной политики в более комфортных условиях обслуживания покупателей. Все это обусловливает значительное превышение показателей эффективности деятельности (товарооборачиваемость, оборот на 1 м2 площади, сумма выручки на 1 кассовый чек).
На изменение инфраструктуры потребительского рынка и упорядочение работы объектов розничной торговли в значительной степени повлияло изменение федерального законодательства в части регулирования торговой деятельности и организации деятельности розничных рынков.
С 01.01.2013 деятельность розничных рынков (универсального и специализированного типов) в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" осуществляется исключительно в капитальных зданиях, строениях и сооружениях. Реконструкция действующих розничных рынков, включающая в себя строительство новых стационарных торговых павильонов и модернизацию уже функционирующих, позволила обеспечить комфортные условия как для продавцов, так и для потребителей, качество и безопасность реализуемых товаров (продукции). В результате проделанной работы по приведению действующих розничных рынков в соответствие с вышеуказанными требованиями наблюдалась тенденция сокращения торговых мест. В 2013 г. по сравнению с 2009 г. число торговых мест уменьшилось на 75,4% (2009 г. - 4122 торговых места, 2013 г. - 1016 торговых мест).