История Абакана, его жизни как города и столицы Республики Хакасия, началась с острога, заложенного в сентябре 1675 г. на Сосновом острове близ Улуса Ахти Гей - будущего села Усть-Абаканское, которое было образовано в 1822 г. в качестве административного центра Качинской Степной Думы. С тех пор более 250 лет нынешний Абакан был известен как село Усть-Абаканское.
Первый экономический бум в селе произошел в период с 1835 г. по 1880 г. Связан он был с открытием в Минусинском уезде месторождения золота, на территории которого располагалось в те годы село. Так, с открытием золотых приисков, получили развитие в будущем Абакане сельское хозяйство, пищевая промышленность и торговля.
С постройкой железнодорожной ветки Ачинск - Абакан, связавшей село Усть-Абаканское с Транссибирской магистралью, связан второй экономический подъем будущего Абакана. Ветка начала строиться в 1911 г. В поисках дешевого сырья и рынков сбыта предприниматели устремились в богатый природными ресурсами край. В 1913 г. село Усть-Абаканское становится центром Усть-Абаканской волости, начинают строиться общественные здания, появляются горнорудная, угольная промышленность и металлургическое производство. Получает развитие транспорт, речное судоходство. В годы Первой мировой войны строительство железной дороги было приостановлено.
В ноябре 1923 г. был принят декрет об образовании Хакасского уезда Енисейской губернии, Усть-Абаканское становится центром созданного Хакасского уезда. В мае 1925 г. в стране была проведена новая административная реформа - губернии упразднялись, а вместо уездов создавались округа с районным делением. Хакасия была преобразована в округ и вошла в состав Сибирского края с центром в Новосибирске. Центром Хакасского округа было оставлено село Усть-Абаканское.
Несмотря на все трудности того времени, дорога протяженностью 459 км была введена в строй и 23 ноября 1925 г. станция Абакан принимала первый поезд. Хакасия получила устойчивую связь со всей страной, а село Усть-Абаканское стало важным транспортным пунктом южной Сибири. В 1930 г. Сибирский край был разукрупнен, образовалось два края: Западно-Сибирский - с центром в Новосибирске и Восточно-Сибирский - с центром в Иркутске. В том же году, 20 октября, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) постановил: "Преобразовать Хакасский округ в существующих его границах в автономную Хакасскую область, входящую как территориальная часть в состав Западно-Сибирского края". Таким образом, Хакасия поднялась на новую, более высокую ступень государственной иерархии.
Стало очевидно, что во главе автономной области должен стоять город. К этому времени в области уже появились все необходимые экономические предпосылки. Годом позже, 30 апреля 1931 г., село Усть-Абаканское официально становится городом и получает новое название - город Абакан.
После этого в Абакане формируются средства массовой информации, строятся новые учебные заведения, развивается сеть учреждений культуры. С развитием промышленности исчезли безработица, безграмотность.
Президиум ВЦИК 30 октября 1935 г. заслушал отчет Хакасского облисполкома и утвердил Программу развития области на ближайшую перспективу. Первая правительственная Программа решала важнейшие проблемы Абакана: был построен аэропорт "Абакан", новое административное здание (Дом Советов), четырехэтажное здание школы N 1, целый ряд жилых домов, новые помещения техникумов, городская электростанция и многое другое.
Благодаря помощи страны, в первое десятилетие в ранге города Абакан сделал большой скачок в своем развитии. Численность его населения возросла в четыре раза и достигла к 1941 г. 40000 человек.
В годы Великой Отечественной войны около 20 тыс. бойцов из Хакасии ушли на фронт. В Абакане была сформирована знаменитая 309-я стрелковая дивизия, получившая впоследствии почетное наименование "Пирятинская" за битву за украинский город Пирятин. С тех пор Пирятин и Абакан связывает прочная дружба городов-побратимов. В годы войны в Абакане были развернуты госпитали для раненых. Погибших от ран в госпиталях Абакана хоронили на хакасской земле, на городском кладбище. В 1965 г. на месте их захоронения был воздвигнут памятник.
Сразу после войны город пережил период "затухания", а затем, с началом 60 - 70-х гг. - период "бурного возрождения и развития". Первый период связан со строительством Красноярской ГЭС, второй - с созданием Саянского территориально-производственного комплекса (ТПК). При строительстве крупнейшей Красноярской гидроэлектростанции возникла необходимость в сносе и переносе города на другую площадку, в таком положении оказались 124 населенных пункта. Производство свертывалось, прекращалось строительство жилых и производственных объектов, не производился ремонт дорог, зданий и сооружений. Такое состояние продолжалось около десяти лет, и только благодаря отчаянной борьбе абаканцев за родной город решение по сносу было отменено.
Следующий период был, наоборот, весьма плодотворным, он стал третьим бумом в развитии города. Вначале Абакан стал плацдармом для строительства железной дороги Новокузнецк - Абакан - Тайшет, а затем крупным транспортным узлом: аэропорт "Абакан" обретает международный статус. В 60-е годы в Абакане был построен комбинат хлебопродуктов, введены в строй трикотажная, а затем обувная фабрики, пущены первые мощности Абаканского грузового речного порта.
В 1970 - 1980 гг. в стране развернулось строительство ряда территориально-производственных комплексов, среди которых крупнейшим стал Саянский ТПК, на базе которого получил свое развитие Абаканский вагоностроительный комплекс. В период 1972 - 1985 гг. были построены комбинат панельного домостроения, комбинат строительных материалов для сельских строителей, завод керамзитового гравия, опытный ремонтно-механический завод. В 1982 - 1985 гг. по темпам развития Абакан занимал лидирующее положение в России. В апреле 1981 г. указом Верховного Совета СССР город Абакан был награжден орденом "Знак почета".
В 1991 г. Хакасия вновь подняла свой статус и стала республикой, соответственно, и Абакан стал столицей Республики Хакасия.