Оценка дефицита (профицита) бюджета города Абакана за 2009 - 2013 гг.
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 (оценка) |
1. Доходы - всего, млн руб. | 2408,8 | 2612,2 | 2933,7 | 2841,5 | 3180,6 |
2. Расходы - всего, млн руб. | 2371,7 | 2624,8 | 2954,0 | 2983,2 | 3404,5 |
3. Дефицит(-)/профицит (+), млн руб. | +37,1 | -12,6 | -20,3 | -141,7 | -223,9 |
Из таблицы видно, что начиная с 2010 г. бюджет города является дефицитным, причем его величина ежегодно увеличивается. В соответствии со статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ установлен предельно допустимый размер дефицита местного бюджета в размере не более 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Несмотря на увеличение доли дефицита бюджета в общем объеме годовых доходов города Абакана: в 2010 г. - 0,63%, в 2011 г. - 0,94%, в 2012 г. - 7,7%, по предварительным оценкам в 2013 г. около 10%. Данная ситуация говорит о том, что, несмотря на превышение расходов над доходами, Администрация города Абакана в максимально возможном объеме выполняет принятые на себя обязательства и реализует социально ориентированную экономическую политику. Это подтверждается и тем, что несмотря на недостаточность доходных источников в бюджете города ежегодно закладываются налоговые преференции отдельным категориям налогоплательщиков в виде налоговых льгот и льгот по арендным платежам за землю и имущество для отдельных категорий физических и юридических лиц, то есть имеют социальный эффект.
Льготы по налогам и арендным платежам, физическим и юридическим лицам, имеющие социально значимый характер, в 2012 г. составили 67989,1 тыс. руб., в том числе:
- по налогу на имущество физических лиц - 9856 тыс. руб.;
- по земельному налогу - 56123 тыс. руб.;
- по арендной плате за пользование земельными участками - 1205 тыс. руб.;
- по арендной плате за пользование имуществом - 805,1 тыс. руб.
В 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличение налоговых льгот, предоставленных из местного бюджета, составило в среднем 23%, что в абсолютном выражении составляет 12550,8 тыс. руб.
Сравнение показателей доходов городского бюджета, приходящегося на 1 жителя города Абакана, с аналогичными показателями городов, входящих в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), можно увидеть на рисунке 4.2.7*. Сравнение проведено на основании данных с сайтов Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 01.01.2013.
________________
* Рисунок 4.2.7 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Данные о доходах на душу населения являются показателем бюджетной результативности органов местного самоуправления. Из рисунка 4.2.7 видно, что практически по всем городам (за исключением города Красноярска) в 2012 г. наблюдается снижение показателя, что связано с изменением нормативов распределения налогов по уровням бюджетной системы. В целом по городу Абакану наблюдается увеличение показателя бюджетной результативности на 13% за рассматриваемый период, что говорит об эффективной работе органов местного самоуправления над увеличением поступлений доходов в бюджет. Прирост доходов на душу населения наблюдается также в городах Иркутске (наибольший рост показателя за рассматриваемый период 42,5%), Красноярске (29%), Новосибирске (27%), Томске (23%), Барнауле (7%) и Кемерове (1,1%). В то же время в городах Омске, Чите, Хабаровске и Тюмени наблюдается снижение показателя бюджетной результативности.
Перейдем к сравнению городов, входящих в АСДГ, по показателю бюджетной обеспеченности населения, то есть расходам городского бюджета на душу населения (рисунок 4.2.8)*.
________________
* Рисунок 4.2.8 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Из рисунка 4.2.8 видно, что по городу Абакану наблюдается ежегодное увеличение показателя бюджетной обеспеченности с уровня 14,52 тыс. руб. в 2009 г. до 17,57 тыс. руб. в 2012 г. И хотя по данному показателю город Абакан опережает только такие города, как Омск, Барнаул, Чита динамика прироста по нему одна из самых заметных. Тогда как в Хабаровске, Тюмени и Кемерове количество товаров и услуг из городского бюджета на 1 чел. снижается.
Перейдем к анализу финансовой устойчивости города Абакана. Данный анализ проведен с использованием результатов мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований Республики Хакасия за 2010 - 2012 гг. и первое полугодие 2013 г. (таблица 4.2.9).