Действующий

Об утверждении Стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования город Абакан до 2021 года



Таблица 4.2.8



Оценка дефицита (профицита) бюджета города Абакана за 2009 - 2013 гг.

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

(оценка)

1. Доходы - всего, млн руб.

2408,8

2612,2

2933,7

2841,5

3180,6

2. Расходы - всего, млн руб.

2371,7

2624,8

2954,0

2983,2

3404,5

3. Дефицит(-)/профицит (+), млн руб.

+37,1

-12,6

-20,3

-141,7

-223,9


Из таблицы видно, что начиная с 2010 г. бюджет города является дефицитным, причем его величина ежегодно увеличивается. В соответствии со статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ установлен предельно допустимый размер дефицита местного бюджета в размере не более 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Несмотря на увеличение доли дефицита бюджета в общем объеме годовых доходов города Абакана: в 2010 г. - 0,63%, в 2011 г. - 0,94%, в 2012 г. - 7,7%, по предварительным оценкам в 2013 г. около 10%. Данная ситуация говорит о том, что, несмотря на превышение расходов над доходами, Администрация города Абакана в максимально возможном объеме выполняет принятые на себя обязательства и реализует социально ориентированную экономическую политику. Это подтверждается и тем, что несмотря на недостаточность доходных источников в бюджете города ежегодно закладываются налоговые преференции отдельным категориям налогоплательщиков в виде налоговых льгот и льгот по арендным платежам за землю и имущество для отдельных категорий физических и юридических лиц, то есть имеют социальный эффект.


Льготы по налогам и арендным платежам, физическим и юридическим лицам, имеющие социально значимый характер, в 2012 г. составили 67989,1 тыс. руб., в том числе:


- по налогу на имущество физических лиц - 9856 тыс. руб.;


- по земельному налогу - 56123 тыс. руб.;


- по арендной плате за пользование земельными участками - 1205 тыс. руб.;


- по арендной плате за пользование имуществом - 805,1 тыс. руб.


В 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличение налоговых льгот, предоставленных из местного бюджета, составило в среднем 23%, что в абсолютном выражении составляет 12550,8 тыс. руб.


Сравнение показателей доходов городского бюджета, приходящегося на 1 жителя города Абакана, с аналогичными показателями городов, входящих в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), можно увидеть на рисунке 4.2.7*. Сравнение проведено на основании данных с сайтов Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 01.01.2013.

________________

* Рисунок 4.2.7 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.               


Данные о доходах на душу населения являются показателем бюджетной результативности органов местного самоуправления. Из рисунка 4.2.7 видно, что практически по всем городам (за исключением города Красноярска) в 2012 г. наблюдается снижение показателя, что связано с изменением нормативов распределения налогов по уровням бюджетной системы. В целом по городу Абакану наблюдается увеличение показателя бюджетной результативности на 13% за рассматриваемый период, что говорит об эффективной работе органов местного самоуправления над увеличением поступлений доходов в бюджет. Прирост доходов на душу населения наблюдается также в городах Иркутске (наибольший рост показателя за рассматриваемый период 42,5%), Красноярске (29%), Новосибирске (27%), Томске (23%), Барнауле (7%) и Кемерове (1,1%). В то же время в городах Омске, Чите, Хабаровске и Тюмени наблюдается снижение показателя бюджетной результативности.


Перейдем к сравнению городов, входящих в АСДГ, по показателю бюджетной обеспеченности населения, то есть расходам городского бюджета на душу населения (рисунок 4.2.8)*.

________________

* Рисунок 4.2.8 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.               


Из рисунка 4.2.8 видно, что по городу Абакану наблюдается ежегодное увеличение показателя бюджетной обеспеченности с уровня 14,52 тыс. руб. в 2009 г. до 17,57 тыс. руб. в 2012 г. И хотя по данному показателю город Абакан опережает только такие города, как Омск, Барнаул, Чита динамика прироста по нему одна из самых заметных. Тогда как в Хабаровске, Тюмени и Кемерове количество товаров и услуг из городского бюджета на 1 чел. снижается.


Перейдем к анализу финансовой устойчивости города Абакана. Данный анализ проведен с использованием результатов мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований Республики Хакасия за 2010 - 2012 гг. и первое полугодие 2013 г. (таблица 4.2.9).