Действующий

Об утверждении Стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования город Абакан до 2021 года


Социальная сфера


Город Абакан имеет достаточно разнообразную инфраструктуру социальной сферы. Анализируемый период характеризовался высокими темпами ввода и реконструкции объектов социальной сферы: детские сады, учебно-концертный зал Детской музыкальной школы N 1 им. А.А. Кенеля, II очередь Детской художественной школы им. Д.И. Каратанова, пристройка к зданию Детской школы искусств N 2, Общешкольный культурно-досуговый центр в Красном Абакане, Спортивный комплекс "Абакан", здание детской поликлиники, флюороцентр и другие объекты.


Все объекты социальной сферы являются востребованными. Даже ежегодное строительство и ввод в эксплуатацию дошкольных образовательных учреждений в полной мере не решает проблему обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях. Сеть дошкольных образовательных учреждений в городе Абакане состоит из 48 учреждений, из которых 40 являются муниципальными, а 8 - негосударственными. В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях существует возможность предоставления семьям большого разнообразия услуг: оздоровительных, коррекционных, развивающих, дополнительных. За анализируемый период внедрялись альтернативные и вариативные формы дошкольного образования - открытие групп предшкольной подготовки на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, открытие семейных групп, групп кратковременного пребывания при муниципальных бюджетных дошкольных учреждениях, групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.


За период 2009 - 2013 гг. сеть общеобразовательных учреждений города не изменилась (24 муниципальных общеобразовательных учреждения и муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Межшкольный учебный комбинат"), однако наблюдается ежегодное увеличение численности обучающихся - за анализируемый период увеличение количества обучающихся составило 4%. Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования определили процессы модернизации в системе образования за период 2009 - 2013 гг. В течение 2009 - 2013 гг. в пилотном режиме осуществлялось введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, а с 1 сентября 2015 г. будет осуществлен переход на новые стандарты основного общего образования всей системы образования города Абакана. За анализируемый период был расширен перечень профильных программ, а также произошло увеличение числа обучающихся, осваивающих программы профильного обучения; сформирована модель эффективного использования комплексной системы дистанционного обучения информационно-образовательного ресурса НП "Телешкола"; реализуются модели дистанционного образования; продолжен планомерный переход на инклюзивное обучение, обеспечивающее доступ к получению образования в общеобразовательной школе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.


Развитию муниципальной системы образования способствовало открытие муниципальных Центров для обучающихся - Центра развития одаренных детей, Центра профессионального самоопределения, Центра поликультурного образования, Центра технического конструирования, изобретательства и моделирования, направления деятельности которых соответствуют приоритетным направлениям развития российского образования.


Важнейшей составляющей образовательного пространства города является дополнительное образование детей. Система дополнительного образования детей представлена двумя музыкальными школами, двумя школами искусств, художественной школой, Центром детского творчества, спортивными школами: по легкой атлетике, настольного тенниса, по хоккею с мячом, единоборств, по танцевальному спорту, по спортивному туризму, по игровым видам спорта, комплексной спортивной школой, а также спортивно-оздоровительной базой "Меридиан". За период 2009 - 2013 гг. число детей, охваченных разными формами дополнительного образования, увеличилось на 13% и составило 75%; охват школьников, занятых дополнительным образованием и внеурочной деятельностью в учреждениях общего образования, увеличился на 11% и составил 94%.


Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров осуществляются 5 учреждениями и филиалами высшего профессионального образования по 41 направлению, 8 учреждениями среднего профессионального образования по 11 направлениям подготовки и 16 специальностям, 12 учреждениями начального профессионального образования по 9 направлениям подготовки. Доля студентов в численности населения города в 2012 г. составила 12%.


Спортивная инфраструктура города разнообразна - стадионы, легкоатлетические манежи, физкультурно-оздоровительные комплексы, специализированные и универсальные спортивные залы, плавательные бассейны, футбольные поля с искусственным покрытием, лыжные трассы, спортивные скверы с уличными тренажерами и другие сооружения. По числу спортивных сооружений, приходящихся на 1000 городских жителей (в 2012 г. - 1,137), и доле лиц, занимающихся физической культурой и спортом (в 2012 г. - 21,8%), город Абакан опережает такие столичные города Сибирского федерального округа, как Горно-Алтайск, Иркутск, Кызыл, Новосибирск, Томск и Улан-Удэ. В целях вовлечения в спортивную жизнь жителей города проводятся различные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, число участников которых ежегодно увеличивается.


На территории города Абакана осуществляют свою деятельность более 380 организаций культуры различной формы собственности. Культурная жизнь города многообразна: фестивали, культурные и праздничные мероприятия, выступления, концерты, спектакли, выставки, конкурсы для всех возрастных групп. Большое внимание в городе Абакане уделяется дополнительному образованию детей в сфере культуры - на территории города функционируют пять муниципальных школ искусств, учебные площади которых за период 2009 - 2013 гг. увеличились в 2 раза. Это позволило частично снять проблему "перегрузки" школ во вторую смену и увеличить количество обучающихся.


Для решения социальных проблем малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения города реализуется политика социальной поддержки в соответствии с федеральным, региональным и муниципальным законодательством, при этом законодательная база, охватывающая вопросы социальной защиты населения, продолжает совершенствоваться, расширяется перечень мер социальной поддержки. Но важной социальной проблемой остается бедность среди молодых семей с детьми, особенно среди семей с детьми до трех лет, финансовые трудности людей пожилого возраста.


В ходе анализа в социальной сфере были выявлены следующие основные проблемы:


- обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях остается одной из приоритетных задач;


- увеличение числа обучающихся приведет к увеличению обучающихся во вторую смену, что потребует строительства новых муниципальных общеобразовательных учреждений;


- уровень развития спортивной инфраструктуры не в полном объеме удовлетворяет существующие потребности населения города;


- кадровые проблемы (проблема старения педагогических кадров и нехватка квалифицированных кадров);