Финансовые результаты деятельности организаций с долей участия муниципального образования в уставном капитале
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 (оценка) | Соотношение 2013 к 2009, в % |
1. Выручка, тыс. руб. | 1188048 | 1699627 | 1894909 | 2077489 | 2036330 | 171,40 |
2. Затраты, тыс. руб. | 1083133 | 1631681 | 1761626 | 1951222 | 1936396 | 178,78 |
3. Средний уровень затрат, % | 91,17 | 96,00 | 92,97 | 93,92 | 95,09 | 104,30 |
4. Финансовый результат от продаж, тыс. руб. | 100091 | 67966 | 133285 | 124599 | 99934 | 99,84 |
5. Рентабельность продаж, % | 8,42 | 4,00 | 7,03 | 6,00 | 4,91 | 58,31 |
6. Чистая прибыль, тыс. руб. | 49361 | 14652 | 60853 | 39848 | 42607 | 86,32 |
7. Рентабельность деятельности, % | 4,56 | 0,90 | 3,45 | 2,04 | 2,20 | 48,25 |
Анализируемый период характеризуется ежегодным повышением объемов выручки и, соответственно, себестоимости организаций с долей участия муниципального образования в уставном капитале. Наибольшие темпы роста выручки и себестоимости сложились в 2010 г., что является следствием оживления экономики после кризиса. Однако в этот же период наблюдалось наибольшее число организаций, получивших отрицательный финансовый результат от продаж: убыток от продаж, полученный 5 организациями с долей участия муниципального образования в уставном капитале, в 2010 г. составил в обобщенной оценке 14214 тыс. руб. В 2011 - 2012 гг. финансовое положение большинства организаций с долей участия муниципального образования в уставном капитале предприятий стабилизировалось, что положительно сказалось на финансовых результатах деятельности этих организаций и показателях рентабельности.
Таким образом, по итогам анализа можно сделать вывод, что стабильно работают муниципальные предприятия фармацевтической отрасли, прочие муниципальные предприятия, муниципальные автономные учреждения и организации с долей участия муниципального образования в уставном капитале, а в деятельности некоторых муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и транспорта прослеживаются негативные тенденции - снижение выручки от реализации продукции, работ, услуг, снижение рентабельности, снижение эффективности использования основных и оборотных средств.
Работа по развитию муниципального сектора экономики проводилась в соответствии с Программой развития муниципального сектора экономики, предусмотренной Стратегическим планом развития города Абакана до 2014 года. Все мероприятия по реализации указанной Программы были выполнены. В части совершенствования нормативно-правового обеспечения развития муниципального сектора экономики было утверждено решением Абаканского городского Совета депутатов от 29.12.2008 N 99 Положение "О приватизации объектов муниципальной собственности города Абакана".
Для создания эффективного механизма управления муниципальными предприятиями проводились и продолжают проводиться ежеквартальные заседания Балансовой комиссии с целью выявления причин неэффективной работы муниципальных предприятий и выработки рекомендаций по их устранению. Кроме этого, за анализируемый период проведена оптимизация количества муниципальных учреждений и предприятий.
В целях совершенствования финансовой политики на предприятиях муниципального сектора экономики проводится работа по установлению тарифов на услуги и работы муниципальных предприятий и учреждений города Абакана. В 2012 г. лицензированной организацией ООО "Эксперт ЖКХ", город Томск, было дано заключение по определению размеров нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в жилых помещениях, на общедомовые нужды для города Абакана. В рамках совершенствования инвестиционной политики проводилась ежегодная работа по подготовке и утверждению инвестиционных программ муниципальных предприятий, а также мониторинг их реализации.
Для развития системы обратной связи с потребителями муниципальных услуг, а также для повышения качества предоставляемых услуг на сайтах практически всех муниципальных предприятий, фондов и учреждений представлена возможность задать вопрос, оставить комментарий, направить предложения по улучшению работы предприятия.
В целях совершенствования кадрового обеспечения производственного муниципального сектора экономики были скорректированы должностные инструкции работников муниципальных предприятий, Управлением коммунального хозяйства и транспорта ежегодно проводились конкурсы на лучшего специалиста муниципального предприятия.
Таким образом, задачи Программы развития муниципального сектора экономики города Абакана, сформулированные в Стратегическом плане развития города Абакана до 2014 года, решались на протяжении всего периода действия стратегического плана. Эти задачи будут оставаться актуальными и в дальнейшем:
- проведение организационно-экономической реструктуризации муниципальных предприятий и учреждений с целью повышения эффективности их работы;
- передача в концессию или долгосрочную аренду имущества предприятий коммунального комплекса;
- совершенствование системы управления муниципальными предприятиями;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий, повышение их конкурентоспособности, экономической и социальной эффективности;
- повышение качества услуг, оказываемых населению города.