Структура и динамика расходов бюджета города Абакана
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 (оценка) | |||||
млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % | |
1. Общегосударственные вопросы | 140,6 | 5,9 | 144,4 | 5,5 | 147,5 | 5,0 | 156,7 | 5,3 | 191,4 | 5,7 |
2. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 21,3 | 0,9 | 10,1 | 0,4 | 13,5 | 0,5 | 14,4 | 0,5 | 15,5 | 0,5 |
3. Национальная экономика | 162,0 | 6,8 | 145,6 | 5,5 | 200,9 | 6,8 | 187,3 | 6,3 | 238,4 | 7,0 |
4. Жилищно-коммунальное хозяйство | 310,2 | 13,1 | 460,1 | 17,5 | 504,6 | 17,1 | 420,5 | 14,1 | 538,1 | 15,8 |
5. Образование | 1042,7 | 44,0 | 1128,8 | 43,0 | 1322,9 | 44,8 | 1442,9 | 48,3 | 1923,8 | 56,5 |
6. Культура | 124,3 | 5,2 | 134,8 | 5,2 | 103,6 | 3,5 | 85,8 | 2,9 | 132,1 | 3,9 |
7. Здравоохранение | 343,6 | 14,5 | 376,6 | 14,3 | 377,1 | 12,8 | 411,6 | 13,8 | 1,5 | 0,04 |
8. Социальная политика | 89,0 | 3,8 | 91,6 | 3,5 | 98,2 | 3,3 | 114,4 | 3,8 | 129,1 | 3,78 |
9. Физическая культура и спорт | 138,0 | 5,8 | 132,8 | 5,1 | 174,4 | 5,9 | 125,9 | 4,2 | 193,5 | 5,68 |
10. Средства массовой информации | - | - | - | - | 11,3 | 0,3 | 17,9 | 0,6 | 19,6 | 0,6 |
11. Обслуживание государственного и муниципального долга | - | - | - | - | - | - | 5,8 | 0,2 | 18,8 | 0,5 |
12. Всего расходов | 2371,7 | 100 | 2624,8 | 100 | 2954,0 | 100 | 2983,2 | 100 | 3404,5 | 100 |
Из таблицы видно, наблюдается ежегодное увеличение расходной части бюджета. Одной из причин данной ситуации является то, что практически ежегодно происходит увеличение расходов бюджета на текущее содержание, в том числе на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.
Анализ динамики и структуры расходов бюджета города показывает, что на протяжении анализируемого периода бюджет остается социально ориентированным. Удельный вес расходов по разделам "Образование", "Культура", "Здравоохранение", "Социальная политика" и "Физическая культура и спорт" в общей сумме расходов составлял: в 2009 г. - 73,3%, в 2010 г. - 71,1%, в 2011 г. - 70,6%, в 2012 г. - 73,6%, а в 2013 г. по оценке составит 69,9%. Сокращение доли социально значимых расходов в 2013 г. связано с передачей расходных обязательств по разделу "Здравоохранение".
Традиционно высшими остаются расходы бюджета на финансирование образования. Величина данного раздела расходов возросла с уровня 1042,7 млн руб. в 2009 г. до 1923,8 млн руб. в 2013 г., то есть рост составил в среднем 85%.
Изменение структуры расходов городского бюджета на образование можно увидеть на рисунке 4.2.3*.
________________
* Рисунок 4.2.3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
На 1 января 2013 г. на территории города работало 25 общеобразовательных учреждений, 39 дошкольных образовательных учреждений и 14 образовательных учреждений дополнительного образования детей. Основная часть расходов бюджета в сфере образования, около 51,4% от их общей суммы, приходится на финансирование общего образования.
Увеличение расходов на дошкольное образование с 311 млн руб. в 2009 г. до 753 млн руб. в 2013 г. связано с тем, что за последние 5 лет в городе Абакане построены 4 новых дошкольных образовательных учреждения на 1060 мест, реконструированы 4 возвращенных здания дошкольных учреждений на 1340 мест, открыто дополнительных групп на базе действующих садов на 380 мест. В 2012 г. благодаря Городской целевой программе "Развитие образования в городе Абакане на 2009 - 2013 гг." открыт после капитального ремонта детский сад "Дюймовочка" на 240 мест, продолжается строительство детского сада на 220 мест в 7-м микрорайоне 1 жилого района.
Рассмотрим расходы по финансированию национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства (таблица 4.2.5).