1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, АНАЛИЗ ЕЕ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ
Принятие Муниципальной целевой программы "Развитие дошкольного образования в городе Улан-Удэ" на 2006 - 2011 годы обусловлено возрастанием роли дошкольного образования в образовательном пространстве муниципального образования "город Улан-Удэ", необходимостью предоставления всем детям дошкольного возраста качественного дошкольного образования, расширения услуг, предоставляемых образовательными учреждениями.
На территории муниципального образования "город Улан-Удэ" программы дошкольного образования реализуют 68 муниципальных образовательных учреждений, из них 63 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 5 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, в городе Улан-Удэ функционируют 2 негосударственных образовательных учреждения, 8 ведомственных ДОУ.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения посещают свыше 12 тысяч детей.
В связи с повышением спроса населения на услуги образовательных учреждений, интенсивным строительством жилья в отдельных микрорайонах резко изменилась загруженность дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время дошкольные образовательные учреждения переукомплектованы на 19%. Очередь на получение мест в детских садах возросла с 2500 детей в 2002 году до 4500 детей в 2006 году.
Созданная в городе сеть коррекционных образовательных учреждений не обеспечивает в полном объеме гарантии детей-инвалидов на получение дошкольного образования. Предметно-развивающая среда в учреждениях для детей с физическими и психическими нарушениями не соответствует требованиям. Отсутствуют инвалидные коляски, ходунки, ортопедические постельные принадлежности, не установлены пандусы. В образовательном процессе практически не используются современные компьютерные образовательные программы.
Недостаточно стимулируется экспериментальная работа дошкольных образовательных учреждений и педагогических работников, реализующих федеральные и республиканские эксперименты. Медленно идет процесс освоения и введения инновационных образовательных программ и педагогических технологий в образовательных учреждениях.
Ухудшаются показатели состояния здоровья детей, особенно перед их поступлением в школу. Санитарно-гигиеническая оценка условий воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях выявила выраженную степень риска целого ряда показателей (недостаточная освещенность, детская мебель не соответствует ростовым показателям).
Значительная часть родителей не имеет элементарных педагогических, психологических и гигиенических знаний, необходимых для воспитания детей дошкольного возраста.
В большинстве дошкольных учреждений детская мебель, прачечное оборудование, мягкий инвентарь, игровое и спортивное оборудование эксплуатируются более 20 лет и не соответствуют Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4.1.1249-03, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.03.2003 N 24. Во многих дошкольных учреждениях нет прогулочных веранд, малых архитектурных форм.
Данная Программа позволит решить проблему переукомплектованности дошкольных образовательных учреждений, обеспечит условия для получения детьми дошкольного возраста качественного образования.