Муниципальная программа "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в 2016 - 2018 годах" разработана впервые с целью решения проблем городского округа в области градостроительной и архитектурной деятельности.
Социально-экономическое развитие городского округа взаимосвязано с организацией его территорий. Это возможно обеспечить через территориальное планирование, которое необходимо для определения мест размещения жилищной, коммунальной, социальной, инженерно-транспортной, промышленной, рекреационной и других инфраструктур с учетом всех имеющихся возможностей и ограничений.
В целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений определены основные задачи и направления развития градостроительной деятельности. Разработка муниципальной программы обусловлена необходимостью выработки комплексного подхода в принятии градостроительных решений на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
Градостроительная деятельность является инструментом разработки и реализации политики инвестирования на отдельных территориях, так как определяет сферы приоритетного вложения капитала с получением максимального социально-экономического эффекта. Развитие инфраструктуры градостроительной деятельности способствует обеспечению адресности инвестиций, расширению их диапазона (иностранные, государственные, частные, корпоративные инвестиции), повышению конкурентоспособности территорий.
Градостроительной документацией определяются не только условия благоприятного проживания населения, но и вопросы нарушения частных интересов, границ, изменений функций, размещения отдельных сооружений на землях общего пользования и тому подобные вопросы.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к вопросам местного значения относятся, в том числе: утверждение генеральных планов городского округа, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение схем территориального планирования, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд.
Учитывая особую значимость документов территориального планирования и градостроительного зонирования для социально-экономического развития муниципальных образований, важной составляющей успешного управления развитием территорий является осуществление постоянного мониторинга их реализации, направленного на выявление возможных трудностей в применении и вариантов корректировки с целью совершенствования данных документов.
Кроме того, развитие современных отношений в сфере градостроительной деятельности существенно влияет на качественные характеристики городской градостроительной ситуации и, как следствие, неизбежно формирует потребность в постоянном изменении (корректировке) основополагающего документа территориального планирования муниципального образования, определяющего его стратегическое развитие, - Генерального плана городского округа.
На сегодняшний день возникла реальная необходимость внесения изменений в Генеральный план городского округа.
Основной документ территориального планирования городского округа - Генеральный план городского округа выполнен ФГУП "РосНИПИ Урбанистики" в 2006 - 2007 годах. За истекший период в законодательные акты Российской Федерации в сфере градостроительства были внесены значительные изменения (Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ, Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ и др.), в свете которых действующая редакция Генерального плана городского округа не позволяет реализовать ряд полномочий органов местного самоуправления городского округа в области градостроительных отношений.
Действующая редакция Генерального плана городского округа не включает некоторые территории городского округа, положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения, карту границ населенного пункта. Указанные недостатки действующей редакции Генерального плана городского округа не позволяют рационально использовать территории городского округа в соответствии с действующим законодательством, осуществлять резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального образования для федеральных, региональных и муниципальных нужд.
Таким образом, основной характеристикой сложившейся проблемы является отсутствие полной информации о категории земель муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в действующих документах территориального планирования.
В ходе реализации мероприятий муниципальной программы в 2018 году планируется обеспечить муниципальное образование "Город Биробиджан" Еврейской автономной области утвержденным актуализированным Генеральным планом городского округа, отвечающим требованиям законодательства.
Развитие застроенных территорий городского округа необходимо рассматривать в соответствии со статьей 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает возможность применения механизма развития застроенных территорий муниципальных образований (городских округов) для привлечения инвесторов, готовых вкладывать средства в преобразование таких территорий в соответствии с градостроительными регламентами.