Первым документом, на основе которого осуществлялось стратегическое управление городом с 2006 по 2016 год, являлся Стратегический план развития города Липецка до 2016 года.
В начале XXI века российские города только начинали внедрять идеи стратегического планирования в систему социально-экономического развития. Сама идея стратегического планирования не была новой для российской экономики, однако внедрение стратегического подхода в практику городского управления происходило постепенно, на протяжении всех последних десяти лет. Кроме того, изменения, происходившие в мировой экономике, сформировавшиеся новые вызовы и возможности делали актуальными вопросы обновления ранее принятых планов развития муниципальных образований. Так, утвержденная в 2008 году Правительством Российской Федерации Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года задала новые приоритеты развития регионов. А глобальный мировой финансовый кризис 2008 - 2009 явился толчком к активизации усилий по поиску новых путей развития территорий. Кризис показал слабые места моноэкономики города, возникла настоятельная потребность по-новому взглянуть на те ресурсы, которые имеются в городе, найти новые перспективные ниши для развития городской экономики.
Принятие Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" открыло новые возможности для повышения эффективности государственного и муниципального управления.
В тех городах, где сформировано высокое качество городской среды, происходит прорыв в развитии экономики, растет благосостояние и качество жизни населения.
В связи с этим администрацией города Липецка был проведен ряд мероприятий в рамках разработки Стратегии с участием представителей международного научного сообщества, Министерства регионального развития Российской Федерации, института социально-политических исследований Российской академии наук, ведущих российских консультационных компаний, а также руководителей городов Центрального Федерального округа:
- международная научно-практическая конференция "Липецк 2035. Стратегия развития", которая стала стартовой площадкой для определения вектора развития города Липецка на долгосрочную перспективу;
- 2 форсайт-сессии с целью выявления возможных путей развития города и перспективных ниш в городской и региональной экономике, способных сбалансировать негативные последствия отраслевых кризисов и изменений в структуре рынка труда, а также сформулировать необходимые шаги по обеспечению устойчивого развития города;
- международный научно-практический форум "Стратегическое планирование развития территорий. Опыт. Современные тенденции. Перспективы".
Форум стал эффективной площадкой для конструктивного обсуждения методологии и техники построения долгосрочного видения, определения перспективных направлений развития города путем обмена опытом, реагирования на новые вызовы, основанного на мобилизации экспертных и широких общественных возможностей.
Также, в рамках общественного этапа разработки проекта "Стратегии развития города Липецка до 2035 года", была определена миссия города Липецка: "Город многоотраслевой, сбалансированной экономики и комфортной среды проживания". В миссии раскрывается смысл и предназначение существования города, она определяет картину желаемого будущего города, которая понимается, поддерживается и реализуется населением.
Таким образом, на момент формирования новой городской Стратегии город имел солидную наработанную аналитическую и информационную базу. Наиболее важным представлялось извлечь уроки из 10-летнего опыта внедрения стратегического подхода в практику городского управления и сделать Стратегию максимально конкретной, определить, с помощью каких механизмов, через реализацию каких мероприятий и проектов, за счет каких ресурсов могут быть достигнуты поставленные стратегические цели.
2016 год является годом рождения новой стратегии - Стратегии социально-экономического развития города до 2035 года (далее - Стратегии). Приступая к ее разработке, был проведен анализ реализации предыдущей стратегии 2006 - 2016. Были исследованы вопросы: что удалось достичь за десятилетие, где находятся самые проблемные зоны и узкие места, что помешало реализации всех намеченных планов. С целью вовлечения жителей в определение перспектив дальнейшего развития, на оживленных улицах и в общественных местах города Липецка был проведен опрос общественного мнения. Всего в опросе приняли участие около 1000 граждан старше 18 лет.
Завершающим этапом подготовки Стратегии стало проведение ряда стратегических сессий с привлечением широкого круга экспертов и заинтересованных участников, что позволило разработать концепцию Стратегии, конкретизировать приоритетные направления развития города и поставить долгосрочные стратегические цели по всем направлениям. По каждому приоритетному направлению была создана рабочая группа, в которую вошли представители всех заинтересованных сторон гражданского сообщества: населения, бизнеса, науки и власти. В активных дискуссиях вырабатывались первоочередные задачи по развитию города, ставились целевые показатели, рождались идеи и проекты по их реализации.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года", Уставом городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации, принятым решением Липецкого городского Совета депутатов от 24 февраля 2015 года N 990, постановлением администрации города Липецка от 15 февраля 2017 года N 174 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки и мониторинга реализации Стратегии социально-экономического развития города Липецка и Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Липецка".