Механизм реализации Стратегии является одним из важнейших элементов стратегического управления, так как без него цели, задачи и направления деятельности, как бы хорошо и правильно они ни были поставлены в Стратегии, так и останутся просто формальностью.
Стратегия определяет лишь основные ориентиры развития и общие пути их достижения. Основная задача Стратегии - донести идею и содержание плана до всех участников социально-экономического развития территории города (как внутренних, так и внешних). Механизмы стратегического управления должны реализовываться на пересечении интересов различных общественных групп. Без участия широких кругов общественности и бизнеса Стратегия может остаться просто документом. Поэтому контроль увязки Стратегии с реальностью - основная функция 15 рабочих групп, в которые входят представители населения, бизнеса, науки и власти.
Разработка Стратегии является первым этапом реализации процесса планирования, когда ради общих целей повышения качества жизни населения и развития конкурентоспособности города воедино сводятся разнонаправленные интересы.
Основу реализации Стратегии составляют следующие стратегические проекты:
- сохранение и развитие человеческого капитала;
- Липецк - экономически развитый региональный центр с диверсифицированной экономикой;
- развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города;
- формирование сбалансированной транспортной системы города;
- формирование комфортной, экологически благополучной городской среды;
- развитие гражданского общества и местного самоуправления;
- Липецк - город, удобный для проживания.
Указанные проекты выполняются посредством мероприятий муниципальных программ, а также деятельности предприятий, организаций и общественных объединений города. Достаточно дробное деление проектов позволяет повысить их управляемость и, в целом, реализуемость Стратегии. Для этих же целей выработаны единые методические подходы к разработке стратегических проектов.
Подобно тому, как разработка (актуализация) Стратегии начинается с анализа имеющихся тенденций, так и его реализация с первых же шагов сопровождается аналитической работой. Мониторинг Стратегии базируется на перечне основных показателей, необходимых для каждого направления, представляющих собой прогнозные параметры до 2035 года, с разбивкой на пятилетия. Сравнение достигнутых результатов в отчетные периоды с прогнозами на пятилетний период позволяет оценить правильность выбранных в Стратегии направлений деятельности и способов достижения целевых ориентиров.