Текущая ситуация.
Пространственная структура Липецка, являющаяся ее значительным преимуществом, и, во многом, позволявшая жителям получать достойный уровень транспортного обслуживания, в то же время ограничивает варианты развития ее улично-дорожная сеть.
Крупнейшими естественными разделителями города являются железнодорожная линия Елец - Липецк - Грязи и река Воронеж. Река отделяет жилую и деловую часть города от промышленной (жилая застройка левобережной части значительно меньше), железная дорога отделяет крупный микрорайон Свободный Сокол от остальной части города. Также железная дорога отделяет развивающийся район Опытной станции, в котором в последние годы ведется масштабная многоэтажная жилая застройка. В сложившейся части города естественным препятствием является также река Липовка, крутые берега которой ограничивают возможности улучшения связности улично-дорожной сети города. Таким образом, для города необходимо повышение связности улично-дорожной сети путем строительства новых дорог и искусственных сооружений для преодоления естественных преград.
Общественный транспорт в городе Липецке представлен двумя видами транспорта: автобусом и трамваем. Протяженность маршрутной сети общественного транспорта в городе составляет 1 254,7 км. По состоянию на 30.06.2022 в пассажирских перевозках на территории города Липецка задействовано 590 транспортных средств (54 трамвайных вагона и 536 автобусов, из которых 204 автобуса муниципальных и 332 автобуса перевозчиков немуниципальной формы собственности), которыми совместно обслуживается 72 маршрута (из которых 54 - автобусных регулярных, 13 - сезонных садоводческих и 5 - трамвайных маршрутов).
В городе Липецке представлены автобусы особо большого, большого, среднего и малого класса. Автобусы используют разные виды топлива, включая жидкое нефтяное топливо, газ и электричество. Средний возраст автобусов всех перевозчиков, работающих в городе, составляет более 15 лет.
В период с 2018 по 2021 год было приобретено 170 новых автобусов на общую сумму 1,34 млрд. рублей, из них 134 ед. работают на компримированном природном газе. В целом за указанный период доля газомоторных автобусов выросла с 14 до 32% (прогноз на 2022 год - 38,2%), доля автобусов, соответствующих экологическому стандарту ЕВРО-5 выросла с 10% до 42% (прогноз на 2022 год - 48,7%).
Показатели пассажиропотока общественного транспорта в городе Липецке в последние годы снижается. В последние два года эта тенденция была усилена снижением пассажиропотока в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19. В 2019 году пассажиропоток всех регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам в городе составил 92 млн. пассажиров, в 2020 году было перевезено 68 млн. пассажиров, а в 2021 - 72 млн. чел.
Цель: Создание транспортной системы города, удобной для жизни населения в условиях высокого уровня автомобилизации на основе проведения сбалансированной транспортной политики, включающей в себя улучшение качества услуг пассажирского транспорта и совершенствование магистральной улично-дорожной сети.
Задачи:
1. Развитие экологически чистых видов транспорта, сокращение выбросов загрязняющих веществ за счет перехода на электричество и газомоторное топливо.
2. Развитие городского наземного электротранспорта, строительство новых трамвайных веток, модернизация существующей сети, создание инфраструктуры для электротранспорта.
3. Приведение улично-дорожной сети в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние.
4. Устранение перегрузки дорожной сети, оптимизация транспортных потоков, повышение эффективности системы управления дорожным движением, переход на современные модели развития транспортной инфраструктуры с использованием комплексных схем организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, синхронизация развития всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры.
Таблица 7 - Ключевые индикаторы