телекоммуникации
Текущая ситуация.
Все без исключения сферы жизнедеятельности городского хозяйства в целом и администрации города Липецка в частности, а также процессы коммуникации муниципальной администрации с жителями города в ходе оказания государственных и муниципальных услуг претерпевают изменения под влиянием современных информационных технологий. Явление радикального преобразования процессов под влиянием ИТ-технологий принято называть цифровой трансформацией.
Цифровая трансформация города Липецка многие годы развивалась инициативным порядком в ответ на возникающие потребности и была оформлена как целенаправленная измеримая деятельность в 2019 году с инициативным вступлением города Липецка в пилотный проект "Умный город" в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровая экономика" под ведомством Минстроя РФ. Главной ее целью стало формирование эффективной системы управления городским хозяйством, а также создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.
За прошедшее время запущено и активно развивается оснащение "умными" датчиками, счетчиками, камерами базовых сфер жизнедеятельности города: многоквартирные жилые дома и дворы, дороги и перекрестки, культурные и общественные пространства. На основе этого ведется эффективный сбор, последующая обработка и анализ информации, в некоторых случаях в режиме реального времени. Это позволяет значительно сократить административные усилия необходимые на поддержание и рост качества жизни в городе, оптимально распределять и расходовать финансово-материальные ресурсы.
Так, на основе имеющихся сведений, содержащихся в картографических данных, и методом фотографирования с помощью беспилотных летательных аппаратов сформирован план 70% площади города. Около 6500 камер видеонаблюдения установлены на дорогах, во дворах жилых домов, в культурных пространствах для обеспечения общественной безопасности, контроля качества работы муниципальных и сопутствующих служб, обеспечения бесперебойной работы парковочных пространств, фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Во всех вновь вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домах, а также МКД, проходящих капитальный ремонт, устанавливаются автоматические счетчики ресурсов и тепловые узлы с погодозависимым регулированием теплоснабжения, домофоны с возможностью быстро связаться с единой службой спасения 112. Вся специализированная техника, использующаяся для содержания и уборки проезжей части улиц города Липецка оборудована датчиками геопозиционирования и датчиками навесного оборудования для автоматического сбора информации.
В сфере транспорта реализована функция оплаты проезда банковскими картами, благодаря чему увеличилась пропускная способность городской транспортной инфраструктуры. Внедрение "умных светофоров" не только сократило время на поездки по городу на 20 - 30%, но и снизило экологическую нагрузку на городскую среду. Активно развивается система управления городским освещением: оснащение автоматизированными системами учета электроэнергии, а также системами управления освещением повышает ее энергоэффективность и не влияет на комфорт горожан.
Использование отраслевых приложений программного обеспечения и мобильных устройств в работе администрации города Липецка обеспечило возможность формирования обширной базы данных о жизни города, что позволяет постоянно повышает эффективность управления городским хозяйством и принимать эффективные управленческие решения
Так, в системе ГИС ЖКХ формируется база данных по жилищному фонду с детальными паспортами жилых домов, информацией по общедомовым приборам учета, ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, придомовым оборудованием, зелеными насаждениями и т.д. Готовится к внедрению региональная платформа ИАС ЖКХ, расширяющая базу данных информацией о дворовых территориях, территориальных общественных организациях самоуправления, аварийно-восстановительных бригадах, сотрудниках организаций ЖКХ и т.д.
Посредством использования функционала Единой информационной системы жилищного строительства вносится информация о вновь возводимых жилых домах с указанием основных технико-экономических показателей здания, а также о сроках их планируемого ввода в эксплуатацию. Данные сведения позволяют потенциальным приобретателям жилых помещений принимать объективное решение об их покупке и осуществлять мониторинг процесса строительства.
Реестр, а также карты и сервисы мониторинга вывоза ТБО и уборки контейнерных площадок обеспечивают ежедневный контроль за качеством уборки городской территории, поддержание благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и предотвращают социальную напряженность, связанную с качеством содержания придомовых территорий жилых домов.
В сфере общего образования улучшена организация процесса школьного питания. Обеспечен переход на безналичную оплату питания в школах (76% платежей проходят онлайн безналичными способами) и реализован контроль за движением денежных средств. Кроме того, реализована система мониторинга качества школьного питания, позволяющая учащимся по QR-коду оставлять отзывы, с возможностью приложить фотографию.
Важнейшей сферой цифровизации является развитие телекоммуникаций и всех услуг и сервисов на их основе. Это позволяет не только развивать качество оказания государственных и муниципальных услуг (в том числе массовых социально значимых), но и справляться с резкими изменениями социальной организации ввиду непредвиденных природных, техногенных и антропогенных факторов.
В рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" реализованы мероприятия по обеспечению услугами связи всех без исключения социально значимых объектов города Липецка, а доступность широкополосного подключения к сети Интернет постоянно повышается. Еще в 2018 году около 60% населения города использовало Интернет, менее 15% - заказывало товары и услуги онлайн и немногим меньше 10% получало государственные услуги в электронном виде. В настоящее время уже 8 из 10 жителей города активно используют Интернет в повседневной жизни, каждый третий заказывает товары в онлайн-магазинах и на электронных торговых площадках, а каждый второй пользуется цифровыми сервисами для получения государственных услуг.
Мощная региональная платформа Единой диспетчерской службы обеспечивает эффективный сбор информации от жителей города, их информирование и маршрутизацию заявок для отработки в ответственные организации по 16 направлениям жизнедеятельности города: ЖКХ, благоустройство, здравоохранение, медицинское страхование, социальная поддержка населения и другие.