РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "О ХОДЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА"
Заслушав доклад, содоклады, заключения экспертов, выступления, участники депутатских слушаний отмечают следующее.
Суть реформы жилищно-коммунального хозяйства заключается в предоставлении населению возможности контролировать количество и качество предоставляемых услуг по обслуживанию жилья. Решение этой задачи невозможно без развития естественной конкуренции в данной сфере, привлечения организаций различных форм собственности, управляющих организаций для оказания жилищно-коммунальных услуг.
Проблема номер один на сегодняшний день в сфере управления жилищным фондом - реализация выбора способа управления. И самое главное - провести договорную кампанию, заключить с каждым собственником договор управления в соответствии с действующим законодательством. Сюда же следует отнести решение проблем, связанных с формированием реестра недвижимого имущества, его регистрацией, разграничением и юридическим закреплением общего имущества многоквартирного дома. Без этого невозможно осуществлять демонополизацию, привлекать бизнес, говорить о какой-либо заинтересованности собственников.
Еще одна не менее важная проблема - формирование, регистрация и закрепление в составе общего имущества земельных участков. Необходимо создать стимулирующие механизмы для проведения работ по капитальному ремонту, выявить источники финансирования, софинансирования, механизмы возврата, привлеченных средств для того, чтобы жилищный фонд обновлялся. Требует дальнейшего совершенствования тарифная и стоимостная политика по услугам, связанным с содержанием, ремонтом общего имущества, в том числе с привлечением механизма страхования рисков.
По прошествии трех лет со дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо отметить, что незначительная часть жилого фонда города охвачена новой формой хозяйствования. На развитие рыночных отношений в сфере управления многоквартирными домами оказали негативное влияние недостаточно развитая способность собственников помещений в многоквартирном доме к сотрудничеству ради обеспечения общих интересов, низкая правовая информированность и организованность населения. Формирование рынка жилищных услуг в городе неоправданно затягивается. В отсутствие конкурентной среды на существующем рынке услуг ЖКХ на территории города Липецка, до недавнего времени, фактически действовали три управляющие компании - ООО "ГУК "Центральная", "Правобережная", "Левобережная".
В настоящее время в городе Липецке осуществляют свою деятельность одна муниципальная, три смешанной формы собственности и 15 частных управляющих компаний. В их управлении находится 3181 жилой дом общей площадью 8467,9 тысячи квадратных метров. Из них 197 - дома, все помещения которых находятся в муниципальной собственности города Липецка. На территории города образовано 44 ТСЖ, которые обслуживают 174 многоквартирных дома общей жилой площадью 561,85 тысячи квадратных метров.
На ход жилищно-коммунальной реформы в городе Липецке продолжают оказывать воздействие следующие негативные факторы:
1. Устаревшие производственные фонды (коммунальные сети, инженерные коммуникации и так далее) не позволяют предоставлять жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества. При проведении инвентаризации жилищно-коммунального хозяйства на территории города Липецка установлено, что износ сетей составляет более 70 процентов, практически половина из них имеет 100% износ. На восстановление, реконструкцию и модернизацию коммунальной инфраструктуры требуется свыше 5 млрд. рублей. Содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства в их нынешнем виде непосильно как для жителей, так и для бюджета города Липецка.
В связи с недостатком финансовых средств планово-предупредительный ремонт объектов жилищно-коммунального комплекса в нормативных объемах не выполняется и уступил место аварийно-восстановительным работам.
Состояние коммунальных сетей делает практически невозможным выполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Жилищно-коммунальная сфера остается одним из самых затратных секторов экономики и личных расходов.
2. Значительная изношенность объектов жилищного фонда. Жилищный фонд города составляет 9253,99 тыс. кв. метров, износ которого превышает 70%.
Причинами неудовлетворительного состояния являются:
- передача в муниципальную собственность в течение ряда лет органами государственной власти, предприятиями и организациями объектов жилищного фонда без проведения их капитального ремонта и без выделения средств на его проведение;