ЛИПЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2008 года N 817


О результатах депутатских слушаний по вопросу "О ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства на территории города Липецка"



Заслушав и обсудив информацию председателя постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, градостроительству и землепользованию Б.А. Бондарева о результатах проведения 8 апреля 2008 года депутатских слушаний по вопросу "О ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства на территории города Липецка", принимая во внимание решение Малого Совета администрации города Липецка от 21 мая 2008 года, руководствуясь статьями 20, 36 Устава города Липецка, учитывая решение постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, градостроительству и землепользованию, Липецкий городской Совет депутатов решил:


1. Одобрить Рекомендации депутатских слушаний по вопросу "О ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства на территории города Липецка" (прилагаются).


2. Направить настоящее решение в Липецкий областной Совет депутатов, администрацию Липецкой области и Главе города Липецка.


3. Издать сборник материалов депутатских слушаний "О ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства на территории города Липецка".


4. Направить настоящее решение в ГУ "Редакция областной газеты "Липецкая газета" для опубликования.


5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Липецкого городского Совета депутатов по жилищно-коммунальному хозяйству, градостроительству и землепользованию.


6. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель
Липецкого городского Совета депутатов
В.И.СИНЮЦ



Приложение
к решению
Липецкого городского Совета депутатов
от 29 мая 2008 г. N 817



РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "О ХОДЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА"


Заслушав доклад, содоклады, заключения экспертов, выступления, участники депутатских слушаний отмечают следующее.


Суть реформы жилищно-коммунального хозяйства заключается в предоставлении населению возможности контролировать количество и качество предоставляемых услуг по обслуживанию жилья. Решение этой задачи невозможно без развития естественной конкуренции в данной сфере, привлечения организаций различных форм собственности, управляющих организаций для оказания жилищно-коммунальных услуг.


Проблема номер один на сегодняшний день в сфере управления жилищным фондом - реализация выбора способа управления. И самое главное - провести договорную кампанию, заключить с каждым собственником договор управления в соответствии с действующим законодательством. Сюда же следует отнести решение проблем, связанных с формированием реестра недвижимого имущества, его регистрацией, разграничением и юридическим закреплением общего имущества многоквартирного дома. Без этого невозможно осуществлять демонополизацию, привлекать бизнес, говорить о какой-либо заинтересованности собственников.


Еще одна не менее важная проблема - формирование, регистрация и закрепление в составе общего имущества земельных участков. Необходимо создать стимулирующие механизмы для проведения работ по капитальному ремонту, выявить источники финансирования, софинансирования, механизмы возврата, привлеченных средств для того, чтобы жилищный фонд обновлялся. Требует дальнейшего совершенствования тарифная и стоимостная политика по услугам, связанным с содержанием, ремонтом общего имущества, в том числе с привлечением механизма страхования рисков.


По прошествии трех лет со дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо отметить, что незначительная часть жилого фонда города охвачена новой формой хозяйствования. На развитие рыночных отношений в сфере управления многоквартирными домами оказали негативное влияние недостаточно развитая способность собственников помещений в многоквартирном доме к сотрудничеству ради обеспечения общих интересов, низкая правовая информированность и организованность населения. Формирование рынка жилищных услуг в городе неоправданно затягивается. В отсутствие конкурентной среды на существующем рынке услуг ЖКХ на территории города Липецка, до недавнего времени, фактически действовали три управляющие компании - ООО "ГУК "Центральная", "Правобережная", "Левобережная".


В настоящее время в городе Липецке осуществляют свою деятельность одна муниципальная, три смешанной формы собственности и 15 частных управляющих компаний. В их управлении находится 3181 жилой дом общей площадью 8467,9 тысячи квадратных метров. Из них 197 - дома, все помещения которых находятся в муниципальной собственности города Липецка. На территории города образовано 44 ТСЖ, которые обслуживают 174 многоквартирных дома общей жилой площадью 561,85 тысячи квадратных метров.


На ход жилищно-коммунальной реформы в городе Липецке продолжают оказывать воздействие следующие негативные факторы:


1. Устаревшие производственные фонды (коммунальные сети, инженерные коммуникации и так далее) не позволяют предоставлять жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества. При проведении инвентаризации жилищно-коммунального хозяйства на территории города Липецка установлено, что износ сетей составляет более 70 процентов, практически половина из них имеет 100% износ. На восстановление, реконструкцию и модернизацию коммунальной инфраструктуры требуется свыше 5 млрд. рублей. Содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства в их нынешнем виде непосильно как для жителей, так и для бюджета города Липецка.


В связи с недостатком финансовых средств планово-предупредительный ремонт объектов жилищно-коммунального комплекса в нормативных объемах не выполняется и уступил место аварийно-восстановительным работам.


Состояние коммунальных сетей делает практически невозможным выполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".


Жилищно-коммунальная сфера остается одним из самых затратных секторов экономики и личных расходов.


2. Значительная изношенность объектов жилищного фонда. Жилищный фонд города составляет 9253,99 тыс. кв. метров, износ которого превышает 70%.


Причинами неудовлетворительного состояния являются:


- передача в муниципальную собственность в течение ряда лет органами государственной власти, предприятиями и организациями объектов жилищного фонда без проведения их капитального ремонта и без выделения средств на его проведение;


- ограниченность бюджетных средств, направляемых на содержание и ремонт жилищного фонда;


- недостаточное финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, в которых проживают граждане, ставшие собственниками жилья в результате его приватизации. Возложение обязанности по восстановлению жилищного фонда только на самих граждан, проживающих в многоквартирных домах, и органы местного самоуправления, которые не располагают достаточными финансовыми средствами, способно повлечь безвозвратную потерю имеющегося жилья, снижение уровня жизни населения и рост социальной напряженности.


3. Отсутствие комплексных мер по стимулированию развития товариществ собственников жилья (ТСЖ) как одной из форм управления многоквартирным домом.


Недостаточное распространение ТСЖ обусловлено:


- отсутствием нормативных правовых актов, предусматривающих порядок передачи необходимой технической документации многоквартирного дома в управление ТСЖ;


- несовершенством налогообложения деятельности ТСЖ;


- сложностью процедуры создания и государственной регистрации ТСЖ;


- сложностью порядка оформления и передачи собственникам жилых помещений расположенного под домом земельного участка и придомовой территории в собственность;


- отсутствием кадров, способных осуществлять управление многоквартирным домом, государственной и муниципальной системы подготовки и повышения квалификации таких кадров.


4. Недостаточная организаторская, разъяснительная и финансовая деятельность администрации города по созданию условий для управления многоквартирными домами.


5. Невыполнение на практике управляющими организациями требований Жилищного кодекса Российской Федерации о необходимости представления отчетов жильцам домов о суммах собранных средств за жилищно-коммунальные услуги и о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ.


6. Отсутствие системы информирования собственников жилых помещений о составе и состоянии общего имущества многоквартирного дома, правовых и экономических обязательств собственников и нанимателей жилых помещений.


7. Отсутствие установленных границ и размеров земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.


Таким образом, участники депутатских слушаний отмечают, что жилищно-коммунальный комплекс находится лишь в начале пути к реализации норм Жилищного кодекса Российской Федерации об управлении многоквартирными домами. Структурная реформа данной сферы, призванная обеспечить достойное качество жизни в многоквартирных домах липчан, требует серьезных административных усилий.


Несмотря на отсутствие эффективной системы управления отраслью, единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в городе Липецке удалось не допустить кризиса в городском хозяйстве.


В целях создания условий для реализации основных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства и в связи с необходимостью предотвращения негативных социально-экономических последствий проводимой реформы участники депутатских слушаний считают необходимым рекомендовать:


1. Липецкому городскому Совету депутатов и администрации города Липецка обратиться в Липецкий областной Совет депутатов с предложением о выходе с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:


1.1. Подготовить проект федерального закона о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ следующего содержания: часть 5 статьи 161 дополнить абзацем следующего содержания: "При этом орган местного самоуправления передает управляющей организации, отобранной по результатам конкурса (либо организации, с которой заключен договор в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи), техническую документацию и иные связанные с управлением таким домом документы.".


1.2. Дополнить главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации положением об уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, применяющих льготные тарифы за оказанные услуги населению, на суммы недопоступивших из бюджета средств на покрытие сумм превышения расходов над доходами.


1.3. Создать комиссию с участием представителей муниципальных образований для внесения поправок в Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях упрощения условий предоставления Фондом денежных средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного фонда.


2. Липецкому городскому Совету депутатов совместно с администрацией города Липецка выйти с обращением к Правительству Российской Федерации:


2.1. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам":


2.1.1. В части установления обязанности энергоснабжающей компании при заключении договоров энергоснабжения с управляющими компаниями на энергоснабжение жилых домов включать в условия договора оплату услуг управляющей компании на реализацию указанных договоров.


2.1.2. Для многоквартирных домов в зависимости от степени благоустройства на федеральном уровне установить норматив расхода коммунальных услуг (электроэнергия, отопление, горячее, холодное водоснабжение) на места общего пользования по субъектам Российской Федерации или разработать методику расчета норматива потребления на общедомовые нужды.


2.1.3. Необходимо разработать формулу для начисления размера платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах в случае отсутствия общедомового прибора учета и частичного оборудования квартирными (индивидуальными) приборами учета.


2.2. О внесении изменений в "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 168, пункт 3 изложить в следующей редакции: "...Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил, наличии технической возможности технологического присоединения и согласовании вопроса о таком присоединении в уполномоченном органе местного самоуправления.".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»