1. Организация качественного и доступного питания обучающихся на основе внедрения научных основ организации питания школьников
Основная задача реализации Экспериментального проекта - обеспечение качественного и доступного питания обучающихся.
Доступность питания обеспечивается прежде всего необходимым финансированием его стоимости. В соответствии с Законом Липецкой области от 30.12.2004 N 166-ОЗ "О социальной поддержке обучающихся в образовательных учреждениях и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области" расходы на социальные выплаты на питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях производятся за счет субсидий, передаваемых из областного бюджета органам местного самоуправления для организации питания в общеобразовательных учреждениях из расчета 9 рублей в день на одного обучающегося, 26 рублей для обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях из малообеспеченных семей, посещающих группы продленного дня и из многодетных семей. Указанные объемы считаются лишь частичной компенсацией расходов и не могут обеспечить выполнение натуральных норм питания в общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, ключевой задачей реформирования питания является привлечение дополнительных источников финансирования. Реализация Экспериментального проекта предполагает внедрение принципа софинансирования организации питания за счет привлечения средств родителей на основании распоряжения главы города Липецка от 29.12.2007 N 3098-р "Об организации питания обучающихся образовательных учреждений г. Липецка во втором полугодии 2007 - 2008 учебного года" и создания льготных условий для операторов, предоставляющих услугу (покрытие за счет бюджетных средств коммунальных расходов, освобождение от арендной платы), разработку и осуществление мер по относительному снижению затрат на закупку продуктов, товаров и услуг для организации школьного питания.
Понятие качественного питания предполагает прежде всего его рациональность, возможность восполнения энергетических затрат подрастающего организма при увеличении умственных и физических нагрузок.
Ключевыми мероприятиями по решению данной задачи в процессе реализации Экспериментального проекта являются разработка рационов питания на основе проведения медико-экологического и климатогеографического исследования здоровья школьников и исследования существующего рациона питания. Кроме рационального цикличного меню, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами и вышеуказанными принципами, необходима разработка рационов и соответствующего меню диетического питания, ассортимента буфетной продукции. Разработка меню должна учитывать предпочтения обучающихся и мнение родителей, предполагать как комплексное горячее питание, так и свободный выбор блюд.
Внедрение новой системы питания, отвечающей современным критериям качества, требует строгого соблюдения режима питания, а значит - внесения изменений в режим школьного распорядка. В связи с этим в учебных графиках общеобразовательных учреждений, участвующих в Экспериментальном проекте, должны быть предусмотрены перемены продолжительностью от 15 до 30 минут, позволяющие увеличить время на прием пищи.
Качественное питание прежде всего должно опираться на принципы гарантии его безопасности, сохранения биологической и пищевой ценности, высоких органолептических свойств и усвояемости пищевых веществ при правильной кулинарно-технологической обработке продуктов. В связи с этим эффективная деятельность индустриальной структуры предполагает обязательное осуществление системного контроля продукции на этапах "входа" на нулевой цикл производства и "выхода" к конкретному потребителю в состоянии окончательной готовности. Одной из задач реализации Экспериментального проекта является создание системы производственного контроля, основным элементом которой должна стать специализированная лаборатория качества питания.