1.4.4. Экология
Липецк - это крупный промышленный центр, в котором сосредоточены предприятия черной металлургии, машиностроения и металлообработки, производства строительных материалов и др. Опережающее развитие производственной сферы не в полной мере учитывало особенности жилой застройки города. Проектирование и создание необходимых природоохранных объектов в структуре производственных комплексов отставало от темпов роста производственных мощностей. В результате многие промышленные предприятия оказались расположены в непосредственной близости или внутри зон жилой застройки.
Недостаточная мощность очистных сооружений и несовершенство применяемых технологий очистки обусловили превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) содержания вредных веществ в выбросах в атмосферу и водоемы. В течение ряда лет по результатам сравнительного анализа данных мониторинга состояния окружающей среды Липецк входил в десятку наиболее экологически неблагополучных городов России.
Рыночные преобразования в экономике страны привели к изменению ситуации в сфере охраны окружающей среды города. С одной стороны, ряд предприятий прекратил свою деятельность, перепрофилировал или значительно сократил производство, что повлекло снижение выбросов. С другой стороны, изменилась в положительную сторону экологическая политика градообразующего предприятия - Новолипецкого металлургического комбината. В рамках программы технического перевооружения на ОАО "НЛМК" планомерно осуществляются мероприятия по минимизации техногенного воздействия на окружающую среду. Благодаря внедрению современных технологий при росте объемов производства объем выбросов сокращается. Целью комбината в экологической сфере является обеспечение соответствия европейским стандартам по защите окружающей среды. Объем выбросов в атмосферу снизился с 44 кг на тонну стали в 2001 году до 37 кг в 2004 году при увеличении производства за тот же период на 11%. К 2010 году ОАО "НЛМК" предполагает снизить выбросы в атмосферу до 31%, а сливы сточных вод - до 80% по сравнению с 2004 годом.
Валовой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города в 2005 году составил 431,2 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 346,25 тыс. тонн, от передвижных источников - 85,0 тыс. тонн (рис. 1.60).* Вследствие этого основной критерий оценки качества воздуха - комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА5) снизился с 12,01 до 8,99 единицы (рис. 1.61).*
Рис. 1.60. Выбросы вредных веществ в 2001 - 2005 гг.*
В целом по городу среднесуточная концентрация по пыли, оксиду углерода, диоксиду азота ниже ПДКс.с. Среднесуточная концентрация загрязнения фенолом в атмосферном воздухе осталась на уровне 2004 года и составляет 1,2 ПДКс.с. Уровень содержания формальдегида превышает ПДКс.с., но на протяжении последних 5 лет наблюдалась устойчивая тенденция к его снижению. В 2005 году среднее содержание формальдегида составило 2,7 ПДКс.с. против 4 ПДКс.с. в 2004 году.
Рис. 1.61. Комплексный индекс загрязнения атмосферы по Липецку за 2000 - 2005 гг.*
________________
* Рисунки 1.60 и 1.61 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.
Для уменьшения негативного воздействия автотранспорта на качество атмосферного воздуха Липецка был выполнен ряд мероприятий:
- ввод в эксплуатацию двух очередей автоматизированной системы управления дорожным движением "Зеленая волна" и завершение пусконаладочных работ третьей очереди. Внедрение первых двух очередей "Зеленой волны" позволило сократить время задержки автомобилей и пешеходов на 25 - 30%, снижение объемов выбросов в атмосферу - на 15 - 20%. Контроль состояния воздушной среды ведется с помощью установленных на перекрестках газоанализаторов;
- перевод автотранспорта на газообразное моторное топливо, что ведет к снижению токсичности отработавших газов автомобиля: в 3 - 4 раза сокращаются выбросы углеводородов, в 4 раза - оксида углерода, полностью исключаются выбросы соединений свинца. В 2005 году на газообразное моторное топливо переведено 59 единиц автотранспорта муниципальных учреждений и предприятий;
- организация одностороннего движения автотранспорта по ул. Первомайская - вниз, по ул. Советская - вверх, что позволило увеличить пропускную способность автотранспорта и снизить количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на этих магистралях;
- демонтаж трамвайных линий на: пр. Мира, ул. Гагарина, ул. Плеханова, ул. Баумана, ул. Фрунзе, ул. Неделина, ул. Первомайская, ул. Октябрьская. Это позволило уменьшить запыленность города до 0,7 ПДКс.с., а также уменьшить зашумленность города;
- расширение полотна проезжей части центральных улиц города, что позволило уменьшить содержание формальдегида до 3 ПДКс.с., диоксида азота - до 0,6 ПДКс.с., оксида углерода - до 0,3 ПДКс.с.