1.3.3. Городской бюджет
Анализ развития экономики города Липецка показал, что в течение последних пяти лет растут объемы производства, улучшаются показатели социальной сферы, что позволило городу в значительной мере обеспечивать бюджетную самодостаточность, несмотря на отмену местных налогов: сбора на содержание жилфонда, налога на рекламу, сбора на содержание милиции, сбора за уборку территорий, сбора за право торговли, а также снижение нормативов отчислений в городской бюджет по налогу на прибыль организаций и передачу налога на имущество предприятий полностью в вышестоящий бюджет.
Анализ практики функционирования бюджета Липецка за последние пять лет подтверждает тенденцию к перегруппировке доходов в пользу бюджетов вышестоящих уровней, в связи с чем возникает ситуация, при которой происходит расширение социальных обязательств города без адекватного перераспределения финансовых ресурсов.
Распределение налоговых доходов, собираемых на территории города Липецка, по уровням бюджетной системы в 2005 году характеризовался следующим соотношением:
- федеральный бюджет - 24,5%;
- региональный бюджет - 60,0%;
- бюджет города Липецка - 15,5%.
Формирование доходной части бюджета города Липецка в 2001 - 2005 гг. осуществлялось исходя из основных положений налоговой реформы в соответствии с перспективными и текущими задачами социально-экономического развития Липецка и с учетом изменений в Бюджетном кодексе РФ, где с 1 января 2005 года на долгосрочной основе закреплены нормативы распределения налогов и сборов, а также неналоговых доходов между уровнями бюджетной системы РФ.
Проведенными мероприятиями по мобилизации доходных источников обеспечен рост поступлений доходов в городской бюджет с 1952,4 млн. рублей в 2001 году до 5122,8 млн. рублей в 2005 году.