Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья для всех, т.к. она, осуществляя главную функцию системы здравоохранения и являясь ее центральным звеном, составляет неотъемлемую часть всего процесса социально-экономического развития общества. От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста.
В результате происходящих в стране экономических и социальных процессов существующая амбулаторно-поликлиническая служба системы здравоохранения оказалась не в состоянии обеспечить население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена. На этапе амбулаторно-поликлинической службы начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% населения, обращающегося за медицинской помощью. Существенные диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи ограничивают возможность развития материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах и приводят к расширению показаний к стационарному лечению, удорожанию медицинской помощи. Не создается экономической мотивации развития стационарозамещающих видов помощи, утрачиваются комплексный подход к здоровью пациента и преемственность между врачами в обследовании и лечении, что влияет отрицательно на экономичность медицинского обслуживания и сохранность здоровья.
При развитии узкой специализации на догоспитальном этапе участковый врач не стал координатором лечебно-профилактической работы на своем участке, не обеспечивает постоянный контроль за состоянием пациента и его семьи и фактически не несет ответственность за объем и качество оказываемой помощи. У него уменьшился объем и спектр профилактических и лечебно-диагностических услуг, частота направления амбулаторных больных на консультации к узким специалистам достигла 40 - 50% (в западных странах - 10 - 12%). Затруднена преемственность в наблюдении за пациентами по возрастному и половому признакам при наличии хронических заболеваний; связь между педиатрами - подростковыми врачами-терапевтами, акушер-гинекологами и терапевтами не всегда адекватна. Престиж участкового врача среди населения и медицинской общественности, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказались низкими.
Необходимость реформирования системы организации амбулаторно-поликлинической помощи стала очевидна. С переходом к системе обязательного медицинского страхования сформировался социальный заказ на ведение общей врачебной (семейной) практики - системы лечебно-профилактической помощи населению, основанной на семейном принципе, где базовым звеном является врач общей практики (семейный врач).
В г. Пензе общая врачебная (семейная) практика начала формироваться с конца 80-х годов вначале в экспериментальном порядке, а затем на планомерной основе после издания Приказа Минздрава России от 26.08.1992 N 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)". Данным Приказом были введены специальность и должность врача общей практики (семейного врача), положение и квалификационная характеристика врача и медицинской сестры общей практики, типовые учебные планы и программы профессиональной подготовки специалистов.
Эффективность деятельности общей врачебной (семейной) практики проявилась такими результатами, как снижение уровня госпитализации, обращаемости населения на станции "скорой помощи" и к узким специалистам амбулаторно-поликлинического звена. Получили заметное развитие патронаж, организация стационаров на дому, дневных стационаров; снизилось число дефектов медицинского обслуживания. Кроме того, увеличился объем реабилитационных мероприятий для инвалидов, стал почти полным охват населения прививками и флюороосмотрами неорганизованного населения.
Для ускорения реформы первичного звена здравоохранения на основе внедрения общей врачебной (семейной) практики требуется решение, прежде всего, следующих проблем:
- создание материально-технической и организационно-методической базы для внедрения общей врачебной (семейной) практики;
- комплексная система профессиональной подготовки и переподготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики;
- разработка системы мониторинга за развитием общей врачебной (семейной) практики;
- разработка и апробация системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально-экономической эффективности перехода первичного звена здравоохранения территории на систему общей врачебной (семейной) практики.
Состав исполнителей, отобранных для реализации Программы
┌═══┬═══════════════┬════════════════════════════┬═══════════════════‰
│ N │Район г. Пензы │ ЛПУ │Место расположения │
│п/п│ │ │ амбулатории │
├═══┼═══════════════┼════════════════════════════┼═══════════════════┤
│1 │Октябрьский │МУЗ "Городская больница N 1"│Мкр. Север │
│ │район │ │ │