________________
* Рисунок 2.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
На сегодняшнем этапе социально-экономического территориального развития на территории города Пензы реализуется и планируется к последующей реализации 28 муниципальных (городских) целевых программ. Подавляющая часть указанных целевых программ носит межведомственный характер; традиционным является участие нескольких отраслевых органов Администрации города в реализации той или иной программы.
Применяемый подход программно-целевого метода бюджетного планирования сопряжен с рядом проблемных ситуаций:
- отсутствие практики проведения анализа функций и задач органов местного самоуправления;
- участие в реализации Программы нескольких отраслевых органов Администрации города, нечеткое разделение зон "предметной" ответственности каждого ведомства и определение требований к результатам реализации закрепленных за ними функций;
- недостаточная проработка указанных документов в части регламентации параметров оценки результативности реализации мероприятий Программы;
- отсутствие методологии формирования среднесрочных ведомственных целевых программ, ориентированных на постановку целей и задач.
Вторым направлением оптимизации распределения прав и ответственности между субъектами бюджетного планирования, а также повышения эффективности бюджетных расходов является оптимизация бюджетного сектора. Для осуществления данной работы необходимо проведение функционального и количественного анализа бюджетной сети, который заключается в сравнении фактически достигнутых показателей деятельности бюджетных учреждений, осуществляющих функции в сферах, относящихся к вопросам местного значения (социальная сфера, сфера городского хозяйства), и нормативов обеспеченности потребителей соответствующими муниципальными услугами.
Все подведомственные бюджетные учреждения представляют периодическую отчетность в соответствующие органы местного самоуправления. Структура отчетных документов и сроки их предоставления отличаются по органам местного самоуправления (в том числе в разрезе каждого отчетного периода). Кроме того, различия наблюдаются также и в перечне достигнутых показателей деятельности бюджетных учреждений, при этом данный перечень варьируется как в зависимости от конкретного органа местного самоуправления, так и по подведомственным данному конкретному органу местного самоуправления бюджетным учреждениям.
Таким образом, планомерное проведение работ по оптимизации бюджетного сектора затрудняет:
- ограниченное применение методов индикативного анализа и планирования;
- разобщенность основных показателей работы муниципальных учреждений, разнородность структуры и сроков предоставления отчетности, что в конечном итоге усложняет проведение функционального и качественного анализа бюджетной сферы;
- отсутствие практики результативного финансирования бюджетных учреждений.