РЕШЕНИЕ
от 7 ноября 2016 года N 749
О внесении изменений в решение муниципалитета города Ярославля от 03.06.2010 N 316
Принято
муниципалитетом
города Ярославля
2 ноября 2016 года
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
МУНИЦИПАЛИТЕТ РЕШИЛ:
1. Внести в решение муниципалитета города Ярославля от 03.06.2010 N 316 "О Стратегии социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года" следующие изменения:
1) в пункте 2 слова ", муниципальной собственности и развитию города (Волков А.Н.)" заменить словами "и развитию города";
2) приложение изложить в новой редакции (приложение).
2. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию муниципалитета по экономике и развитию города.
3. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий полномочия мэра
города Ярославля
В.В.СЛЕПЦОВ
Председатель
муниципалитета
города Ярославля
П.М.ЗАРУБИН
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ДО 2020 ГОДА
В настоящее время в городе действует Стратегия социально-экономического развития города Ярославля до 2020 года (далее - Стратегия), утвержденная решением муниципалитета города Ярославля от 03.06.2010 N 316, которая является документом стратегического планирования, определяющим цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития города Ярославля на долгосрочный период.
В целях корректировки действующей Стратегии в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановлением мэрии города Ярославля от 28.12.2015 N 2351 утверждены Порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии социально-экономического развития города Ярославля и Порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Ярославля.
Процесс корректировки и обсуждения Стратегии является публичным и открытым.
Корректировка Стратегии осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития города Ярославля на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов, одобренного постановлением мэрии города Ярославля от 13.11.2015 N 2116 при участии членов Стратегического совета города Ярославля (далее - Стратегический совет), созданного на основании постановления мэрии города Ярославля от 15.12.2015 N 2237. В состав Стратегического совета вошли руководители органов местного самоуправления, представители общественности, высшей школы, депутаты муниципалитета города Ярославля, эксперты. В ходе работы над корректировкой Стратегии были созданы и активно работали отраслевые рабочие группы, в компетенцию которых входила детальная проработка вопросов развития отраслей на долгосрочную перспективу, проведены социологические исследования мнения жителей города.
Корректировка Стратегии произведена с учетом ключевых положений Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в городе Ярославле на 2015 - 2017 годы и необходимости достижения ключевых показателей, определенных в федеральных стратегических документах - Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В результате проделанной работы уточнены цель, приоритеты социально-экономического развития города Ярославля, механизмы достижения намеченной цели, индикаторы (целевые показатели) и основные ожидаемые результаты реализации Стратегии.
В целях выявления приоритетов ярославцев относительно будущего своего города и актуальных проблем, волнующих население города, муниципальным казенным учреждением "Институт развития стратегических инициатив" (далее - МКУ "ИРСИ") в феврале 2016 года проведен опрос жителей города на тему "Приоритетные направления развития города Ярославля до 2020 года".
Одним из приоритетных направлений развития города, по мнению горожан, должно стать решение проблем, связанных с ремонтом дорог и обустройством парковочных мест для личного автотранспорта, при этом организация парковочных мест не должна повлечь дополнительных финансовых затрат жителей.
Другое приоритетное направление, с точки зрения жителей города, - это оказание помощи в трудоустройстве, разрешении конфликтов между работниками и работодателями.
В области культуры наиболее важным для ярославцев является снижение цен на услуги учреждений культуры, а в сфере образования и физической культуры и спорта - расширение бесплатного дополнительного образования и числа бесплатных спортивных секций для детей и взрослых.
В связи с падением доходов горожан жители высказали пожелания по ограничению роста тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Необходимо отметить, что при работе с молодежью, по мнению жителей города, не так остро, как в предыдущие годы, стоит вопрос патриотического воспитания. В настоящее время на первый план выходят иные более прагматичные задачи - помощь в профориентации и трудоустройстве, в приобретении жилья, профилактика вредных привычек.
В целом, ярославцы ожидают повышения комфортности жизни в городе, что выражается в создании благоприятных условий для развития подрастающего поколения, обеспечении потребностей работающего населения и в оказании необходимой социальной поддержки наименее защищенным категориям жителей города.
Общая характеристика.
Ярославль - древний город на Волге, административный центр Ярославской области. В 2010 году город отметил свой 1000-летний юбилей. Ярославль расположен в 282 километрах от города Москвы в живописном месте на слиянии рек Волги и Которосли. Площадь Ярославля - 21,3 тыс. га, общая протяженность дорог, проездов и набережных Ярославля - 754,1 км.
Сегодня Ярославль - один из крупнейших культурных и промышленных центров России, связанный со всеми регионами страны развитой сетью железных дорог и автомагистралей. Промышленность Ярославля представлена большим количеством видов экономической деятельности - это машиностроение, химическая и нефтехимическая, нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность и др. В последние годы в городе активно развивается фармацевтический кластер.
Ярославль - это важный транспортный узел и крупный речной порт, через который проходят миллионы тонн грузов. Ярославль является центром транспортировки нефти и газа: здесь проходят крупнейшие нефте- и газопроводы международного и федерального значения.
В состав города входят 6 административных районов: Дзержинский, Заволжский, Кировский, Красноперекопский, Ленинский, Фрунзенский.
Демографическая ситуация.
Численность постоянного населения города Ярославля за последние 5 лет характеризуется устойчивой тенденцией роста. Относительно 2009 года население города увеличилось на 14,5 тыс. чел. и по состоянию на 01.01.2016 составило 606,7 тыс. чел.
На протяжении последних лет в городе наблюдается тенденция снижения естественной убыли населения: в 2009 году - 2363 чел., в 2015 году - 517 чел., что связано со снижением смертности (на 4,1%) и ростом числа родившихся (на 23,2%).
Увеличение численности жителей города достигается, в том числе, за счет миграционного прироста. В условиях кризисных явлений 2009 - 2010 годов и 2014 - 2015 годов миграционное сальдо составляло порядка 3 тыс. чел., в период восстановления экономики 2011 - 2013 годов был отмечен значительный прирост численности прибывающих мигрантов - 4,4 - 5,7 тыс. чел.
В демографической ситуации в городе Ярославле в последние годы происходит изменение возрастной структуры населения - более четверти жителей города (26,2%) достигли пенсионного возраста, что приводит к уменьшению трудового потенциала и, как следствие, увеличению нагрузки на трудоспособное население.
Трудовые ресурсы, занятость
(на конец года)
Показатель | Ед. изм. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Численность постоянного населения, в том числе | тыс. чел. | 591,2 | 591,4 | 595,2 | 599,2 | 602,4 | 604,0 | 606,7 |
Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте | тыс. чел. | 361,0 | 356,7 | 356,5 | 355,9 | 354,9 | 352,0 | 348,9 |
Моложе трудоспособного возраста | тыс. чел. | 82,8 | 84,2 | 86,3 | 89,2 | 92,0 | 94,8 | 98,8 |
Старше трудоспособного возраста | тыс. чел. | 148,4 | 150,5 | 152,4 | 154,1 | 155,5 | 157,2 | 159,0 |
Численность населения, занятого в экономике города (за год) | тыс. чел. | 336,0 | 328,2 | 326,3 | 325,6 | 323,0 | 321,7 | 321,4 |
Среднесписочная численность работников организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) (за год) | тыс. чел. | 191,8 | 185,5 | 183,6 | 181,9 | 179,2 | 177,9 | 173,1 |
Численность официально зарегистрированных безработных, имеющих статус безработного | тыс. чел. | 10,4 | 5,7 | 4,2 | 3,0 | 2,4 | 2,1 | 3,3 |
Наличие свободных рабочих мест и вакантных должностей | кол-во | 1686 | 3644 | 2988 | 5871 | 4401 | 5408 | 4345 |
Уровень безработицы | % | 2,7 | 1,5 | 1,1 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,9 |
Преобладающая часть занятого в экономике города (без учета субъектов малого предпринимательства) населения города сосредоточена в организациях обрабатывающих производств - 22,8%, в области образования - 14,3%, здравоохранения - 10,9%, транспорта и связи - 10,5%, государственного управления - 10,4%.