Разработка подпрограммы вызвана необходимостью формирования и реализации приоритетных направлений социальной поддержки населения города в долгосрочной перспективе, обеспечения на муниципальном уровне системного подхода к решению вопросов развития социальной поддержки в городе Ярославле и опирается на приоритеты развития в рамках государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
В основу социальной поддержки населения положен принцип адресной направленности социальной помощи и социального обслуживания с учетом нуждаемости, сутью которой является сосредоточение финансовых ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.
Различными видами мер социальной поддержки в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами пользуются следующие категории граждан:
- граждане пожилого возраста;
- инвалиды;
- ветераны;
- семьи, имеющие детей (в том числе многодетные семьи, неполные семьи, одинокие родители).
Обстановка, сложившаяся в городе Ярославле в сфере социальной поддержки, характеризуется следующими данными.
Численность постоянного населения города Ярославля на 01.07.2013 составляет 600,2 тыс. человек. Согласно данным статистики на 01.07.2013 численность занятых в экономике города составила 327,9 тыс. человек, из них в крупных и средних организациях - 179,8 тыс. человек. Общая численность официально зарегистрированных безработных на 01.07.2013 - 2,4 тыс. человек, уровень безработицы составляет 0,7%.
Для города Ярославля характерна регрессивная возрастная структура населения, характеризующаяся преобладанием доли лиц старше трудоспособного возраста над долей лиц моложе трудоспособного возраста. В городе 182728 человек являются пенсионерами.
Удельный вес пенсионеров в структуре населения составляет 30,5%.
Также в городе Ярославле по состоянию на 01.07.2013 проживают 65245 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 1382 - дети-инвалиды, 874 - инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные технические средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.), 918 - инвалиды с дефектами органов зрения, 808 - инвалиды с дефектами органов слуха и речи.
В настоящее время в городе наблюдается тенденция к уменьшению доли инвалидов в структуре населения. Удельный вес инвалидов в структуре населения составляет 10,9%.
Требуется последовательное сохранение и реализация ранее установленных мер социальной поддержки для семей, имеющих детей, а также введение новых мер социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми.
Всего на учете в органах социальной поддержки населения на 01.07.2013 числится 191228 субъектов - получателей мер социальной поддержки или 31,9% жителей города, которые являются получателями тех или иных пособий, субсидий, компенсаций и выплат, учитывающихся в программном модуле "Единый социальный регистр населения" один раз. При этом ввиду того, что один и тот же пенсионер или семья реально могут являться получателями нескольких мер социальной поддержки, фактическое количество граждан - получателей мер социальной поддержки на 01.07.2013 составляет 335 тыс. человек.
Сохранение объемов финансирования, индексацию или увеличение размеров социальных пособий, компенсационных выплат, оказание адресной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, введение новых денежных выплат для отдельных категорий граждан, в частности для семей, имеющих несовершеннолетних детей, следует рассматривать как сильную сторону социальной политики в 2014 году и на ближайшую перспективу.
Вместе с тем положительные тенденции носят пока неустойчивый характер. В связи с сохраняющимся уровнем безработицы, ростом цен на продукты питания и промышленные товары, увеличением тарифов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги уровень жизни отдельных категорий граждан остается невысоким.
Мероприятия по оказанию комплекса социальных услуг (выполнению работ), а также социально-медицинских, юридических, психологических и других услуг отдельным категориям граждан осуществляют 6 комплексных центров социального обслуживания населения, в которых функционирует 76 отделений.
В сфере предоставления услуг по социальному обслуживанию на 01.07.2013 общее количество обслуживаемых жителей города составило 19595 человек, общее количество предоставленных социальных услуг - 1373625.
На 01.07.2013 средняя заработная плата социальных работников учреждений социального обслуживания населения составила 9,5 тыс. руб. (43,5% от средней заработной платы по Ярославской области) и остается на уровне самой низкой заработной платы по сравнению с другими отраслями социальной сферы, хотя должностной оклад и минимальная тарифная ставка для работников установлены на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
Для повышения заинтересованности работников учреждений социального обслуживания населения в труде и поднятия престижа профессии социального работника и в целях обеспечения доступности, повышения эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения требуется проведение комплексных мероприятий, в том числе и по ежегодному повышению уровня заработной платы, что предусмотрено планом мероприятий Ярославской области на 2013 - 2018 годы - "дорожной картой".
Также одной из основных проблем является наличие очередности на получение услуг по социальному обслуживанию. Для снижения очередности в учреждениях социального обслуживания населения 28.06.2012 принято постановление Правительства Ярославской области N 581-п, регламентирующее новую социальную технологию - "приемная семья для пожилого человека", пилотная реализация которого началась в четвертом квартале 2013 года.
Следует отметить, что вопросы социальной поддержки населения относятся к компетенции федеральных и региональных властей и переданы органам местного самоуправления для исполнения государственных полномочий в сфере предоставления социального обслуживания, оказания социальной помощи, социальной поддержки населения.
Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля совместно с подведомственными учреждениями реализует следующие переданные государственные полномочия Ярославской области:
- охрана труда и социально-трудовых отношений;
- оказание социальной помощи и предоставление социального обслуживания отдельным категориям граждан (за исключением предоставления социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания);
- социальная поддержка населения;
- организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами, а также патронаж над несовершеннолетними дееспособными гражданами.