Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических общегосударственных задач. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и т.д.) и, как следствие, сокращение демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуется с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
В 2012 году в городе Ярославле произошло 862 ДТП, в которых 44 человека погибли, в т.ч. 7 детей, и 1064 человека получили ранения различной степени тяжести, в т.ч. 64 ребенка. Показатель тяжести последствий ДТП в 2012 году составил 4,0. По сравнению с 2011 годом количество ДТП возросло на 6,6 процента, количество раненных в ДТП - на 13,2 процента. 683 ДТП, или 79,2 процента от общего количества в 2012 году совершены по причине нарушения Правил дорожного движения водителями, 64 ДТП, т.е. практически каждое десятое, совершены водителями в состоянии опьянения. По причине нарушения Правил дорожного движения пешеходами произошло 159 ДТП, или 18,4 процента от общего количества.
Анализ динамики основных показателей аварийности в 2013 году свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма остается достаточно высоким, а показатель тяжести последствий по итогам 7 месяцев имеет тенденцию к росту и составляет 4,4.
Основными факторами, определяющими причины высокого уровня аварийности и наличие тенденции к дальнейшему ухудшению ситуации, являются:
- ежегодное увеличение численности транспортных средств - рост автомобилизации;
- возрастающая диспропорция между темпами роста автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети;
- недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети;
- низкое качество подготовки водителей, приводящее к неверной оценке дорожной обстановки и совершению ошибок в управлении транспортными средствами;
- низкий уровень личной дисциплинированности участников дорожного движения;
- низкие темпы модернизации и обновления устаревших технических средств организации дорожного движения на современные, более эффективные.
Следствием такого положения является ухудшение условий дорожного движения, заторы на дорогах, при этом увеличение расхода топлива, ухудшение экологической обстановки и рост количества ДТП.
Отсутствие комплексных мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения, приведет к дальнейшему ухудшению ситуации.
Таким образом, для решения имеющихся проблем необходимы целенаправленные, скоординированные действия всех субъектов, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Необходима тесная межотраслевая координация действий в рамках программно-целевого метода планирования с четким определением целей и задач, выбором перечня скоординированных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, и их увязка с реальными возможностями городского бюджета. Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях комплексного решения проблемы: сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП, сокращение количества ДТП с пострадавшими. Одновременное сосредоточение усилий на всех этих направлениях позволит получить устойчивый положительный эффект. В результате реализации программных мероприятий планируется совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения, улучшение дорожных условий и дорожной инфраструктуры и, как следствие этого, снижение уровня смертности и травматизма населения в результате ДТП и обеспечение роста безопасности граждан города Ярославля.
Вместе с тем реализация мероприятий муниципальной программы может сопровождаться возникновением следующих рисков:
- пробелы и противоречия в нормативной правовой базе, ограничивающие действия и взаимодействие органов государственной власти и их способность эффективно реагировать на ситуацию с аварийностью;
- недостаточность, а иногда и отсутствие информации о целях, направлениях и результатах деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- недостаточная пропаганда безопасного дорожного движения и культурного поведения участников дорожного движения;
- возможное отсутствие необходимых средств у транспортных предприятий города (внебюджетные источники).
Минимизация влияния указанных рисков на реализацию муниципальной программы потребует формирования и поддержания в актуальном состоянии процессов планирования, исполнения, мониторинга, контроля и ресурсного обеспечения программной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.