5.10. Основные мероприятия по совершенствованию и развитию городской планировочной и архитектурно-пространственной структуры
Планировочная и архитектурно-пространственная структура характеризует целесообразность, удобство, выразительность и гармонию пространственной организации среды жизнедеятельности, взаиморазмещение и взаимодействие ее природных, жилых, общественных, производственных и инфраструктурных составляющих. Организующей основой городского пространства является природно-ландшафтный и урбанизированный каркас территории города.
Природно-ландшафтный каркас образует природоохранную и рекреационную функциональную подсистему города, формируется системой речных долин и зеленых массивов. Развитие природно-ландшафтного каркаса предусматривает воссоздание его исторических элементов - долин малых рек и формирование новых зеленых пространств, восстанавливающих непрерывность природно-ландшафтной структуры города. Архитектурно-пространственная организация природно-ландшафтного каркаса предусматривает сохранение, выявление, зрительное раскрытие и акцентирование исторически характерных ландшафтных панорам, садово-парковых комплексов и силуэта города.
Урбанизированный каркас является основой общественной и производственной функциональных подсистем города, формируется ядром исторического центра, транспортными магистралями, главными улицами, площадями, градостроительными узлами и примагистральными территориями, характеризуется наиболее высокой интенсивностью деятельности и использования территории. Развитие урбанизированного каркаса предусматривает совершенствование его исторически сложившейся планировочной структуры - усиление роли ядра исторического центра как культурного и общественного символа, акцентирование главных транспортных связей и узлов системой крупных общественно-деловых центров и линейных примагистральных многофункциональных комплексов, формирование новых и завершение существующих элементов дублеров главных магистралей. Архитектурно-пространственная организация урбанизированного каркаса предусматривает зрительное акцентирование его характерных элементов - ансамблей площадей и крупных градостроительных комплексов, высотных доминант, фронтальной застройки главных общественных улиц, контрастного силуэта города.
Предлагаемое в генеральном плане города Ярославля качественно-количественное изменение планировочной организации территории предусматривает сохранение общего характера исторически сложившейся планировочной структуры и функционального зонирования и приведение их в соответствие с современными требованиями путем модернизации элементов сложившейся планировочной структуры, не влияющей на характер структуры в целом.
В период расчетного срока генерального плана города Ярославля не предусматривается значительных изменений сложившейся городской планировочной структуры.
Значение основных планировочных и композиционных осей развития городской застройки сохранят за собой реки Волга и Которосль, являющиеся мощными природными доминантами, а также магистральные улицы - Московский проспект, улица Свободы, Ленинградский проспект, проспект Фрунзе, проспект Авиаторов. Сохранится деление города искусственными (железные дороги) и природными преградами (реки Волга, Которосль) на семь планировочных районов и исторически сложившееся положение городского общественного центра на территории у впадения Которосли в Волгу, ограниченного Первомайским бульваром (бывший Земляной Вал).
Новые промышленные предприятия и коммунально-складские объекты предусматривается размещать на территории сложившихся промышленных районов и узлов.
Переустройство и совершенствование городской планировочной структуры предусматривает:
- упорядочение размещения и развитие основных элементов структуры планировочных районов (жилые районы, промышленные районы и узлы, общественные центры, транспортная инфраструктура);
- упорядочение размещения и совершенствование планировочной структуры основных функциональных зон - жилой, производственной, рекреационной;
- сохранение исторически сложившейся градостроительной среды на территории центрального планировочного района, активное включение в развивающуюся градостроительную композицию исторических архитектурных ансамблей и фоновой исторической застройки;
- трансформацию моноцентрической системы, основанной на доминирующей роли ядра исторического центра, в пространственно развитую полицентрическую систему городских центров многофункционального и специализированного обслуживания, главенствующую роль в которой сохранит исторически сложившийся городской центр;
- совершенствование и развитие структурных транспортных связей (трассировка новых и реконструкция существующих улиц и дорог) между планировочными районами и территориальными зонами;
- формирование системы планировочных связей, исключающей возможность пропуска транзитных транспортных потоков по территории исторического городского центра, а также зон охраны памятников истории и культуры;