Действующий

О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА" НА 2014 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 09.02.2017)

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ОТРАСЛИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ И ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ВОЗМОЖНЫХ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Сегодня все более очевидной становится ключевая роль молодежи как особой социальной группы в развитии общества, городской среды. Молодежь - это не только социально-возрастная группа населения 14 - 30 лет, но и один из стратегических ресурсов, способный создавать и стимулировать развитие инноваций, воспроизводить материальные и интеллектуальные ресурсы. При этом в условиях демографической тенденции к старению общества нагрузка на молодежь как на социальную группу серьезно увеличивается.

Главная цель реализации молодежной политики на муниципальном уровне заключается в создании условий для максимального раскрытия инновационного потенциала молодого поколения в интересах развития общества, обеспечения должного уровня его конкурентоспособности. При этом молодежь необходимо рассматривать как сферу инвестиций, а не как проблемную сферу, требующую действий по ее сдерживанию. В этом случае общество выступает в качестве системного инвестора в человеческий капитал, а молодежная активность рассматривается как одна из форм проявления инновационного потенциала, которая через создание соответствующих условий движется в позитивном направлении.

Ключевым условием успешной реализации молодежной политики на территории города Ярославля является обеспечение стабильного функционирования инфраструктуры отрасли: управления по молодежной политике мэрии города Ярославля и муниципальных учреждений социального обслуживания подростков и молодежи, включая сеть их филиалов в районах города, создание условий для развития общественных институтов молодежной политики.

На данный момент стоит отметить положительную тенденцию роста социальной активности ярославской молодежи, расширение возможностей для ее поддержки, увеличение добровольческих объединений и организаций в городе. За последние годы значительно расширились возможности в городе Ярославле для самореализации творческой молодежи, активно растет популярность туристических слетов и занятий непрофессиональными видами спорта, в том числе экстремальными; расширяется взаимодействие работников отрасли и средств массовой информации. Большую роль в социализации молодых граждан играет трудоустройство молодежи, работа с молодыми людьми с ограниченными возможностями.

Основными проблемами отрасли молодежной политики являются:

- неразвитая сеть филиалов муниципальных учреждений молодежной политики в удаленных от центра микрорайонах города Ярославля;

- недостаточный охват молодежными мероприятиями и проектами, в том числе в сфере патриотического воспитания;

- трудности в вопросах трудоустройства и занятости;

- недостаточный уровень информирования молодежи об имеющихся ресурсах для реализации собственного потенциала и развития возможностей;

- отсутствие ресурсной базы для работы с группами молодежи, чьи интересы требуют наличия особых условий: спортивных снарядов, выставочных площадей, творческих лабораторий и мастерских.

Решение насущных проблем молодежи позволит привлечь молодежь к активной политической и общественной жизни города. Муниципальные молодежные центры призваны помочь молодежи в ее социальной интеграции, задав ей необходимые ориентиры. Молодежная политика должна выступать координатором межведомственного взаимодействия, направленного на социальную адаптацию молодежи и ее интеграцию в процессы социально-экономического развития. Этому будет способствовать и создание системы взаимодействия всех институтов общества с молодежной средой с учетом новых социально-политических и социально-экономических реалий.

Причинами возникновения проблем отрасли "Молодежная политика" служит неразвитость инфраструктуры. Учреждения молодежной политики расположены в Ярославле неравномерно. В центре города находится ГАУ ЯО "Дворец молодежи". Кроме него в городе действуют несколько муниципальных учреждений социального обслуживания подростков и молодежи: "Ярославский городской молодежный центр", "Красный Перевал-1", центр "Молодость" с тремя филиалами: "Юность", "Ровесник" и "Тема". Одно из учреждений расположено в отдаленном микрорайоне Дзержинского района - Красном Перевале, остальные в Ленинском, Кировском и Заволжском районах. Согласно социологическим опросам жители высоко оценивают значение учреждений, которые проводят среди подростков профилактическую работу, способствуют развитию ее творческого потенциала, организуют содержательный досуг по месту жительства. Удовлетворенность жителей мерами по реализации молодежной политики в районах, где сегодня уже есть учреждения, в среднем на 10% выше, чем в других районах города. Уникальность учреждений молодежной политики заключается в том, что их посетителями становятся молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Открытие новых филиалов во Фрунзенском, Красноперекопском, Заволжском районах и южной части Дзержинского района будет способствовать дальнейшему развитию отрасли "Молодежная политика". Их создание позволит сделать работу с молодежью системной, даст возможность создать в каждом районе города отделения клубов молодой семьи, центры профориентационной работы, базу для работы общественных организаций и сообществ молодежи, которые объединились по интересам. Открытие специально оборудованных молодежных площадок вокруг МУ СОПиМ, в том числе приспособленных для экстремальных и уличных видов спорта, позволит также заинтересовать молодых людей.

Стоит акцентировать внимание на необходимости усиления работы по патриотическому воспитанию молодежи, активному включению ее в реализацию программ патриотического воспитания. Несмотря на то, что в городе продолжает развиваться система поддержки мероприятий и проектов в области патриотического воспитания подрастающего поколения, стабильно растет количество объединений, кружков и секций патриотической направленности, социологические исследования свидетельствуют о падении патриотических чувств молодых ярославцев по отношению к родному городу и стране (ежегодно в среднем на 3 - 4%). Растет число молодых людей, потенциально ориентированных на выезд за рубеж на постоянное место жительства, что является следствием недостаточного развития системной работы с молодежью по месту жительства, активному включению ее в реализацию программ патриотического воспитания.

Основные возможные риски муниципальной программы отражены в следующей таблице:

Содержание риска

Меры управления

1. Изменение структуры органов городского самоуправления, ликвидация самостоятельного управления по молодежной политике мэрии города Ярославля

Передача полномочий, обозначенных в пункте 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе другому структурному подразделению

2. Недостаточное финансирование мероприятий подпрограммы

Сокращение расходов в части реализации непервоочередных мер, поиск и внедрение в практику малозатратных форм работы с молодежью, привлечение к реализации мероприятий средств вышестоящих бюджетов, активизация работы с партнерами и спонсорами