В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Так, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности одним из основных принципов является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реализуется данный принцип посредством обязательного включения в проектную документацию в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации).
В случаях же, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений требования о доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов не могут быть выполнены в полном объеме, по согласованию с местным органом социальной поддержки населения и с учетом мнений заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения, обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов (пункт 4 Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.12.1999 N 74/51).
Все проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность зданий инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Исполнительные органы государственного и местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Правительством Российской Федерации и Правительством Ярославской области утверждены соответственно государственная программа Российской Федерации и областная программа "Доступная среда".
Опыт работы в области решения проблемы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославле уже есть: в 2006 - 2008 годах в городе действовала целевая программа "Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий жителей города Ярославля", в 2009 - 2013 годах действовали целевые программы, ориентированные на отдельные социально уязвимые группы городского населения.
Реализация муниципальной программы предполагает не только продолжение целевой комплексной работы по оказанию помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, обеспечению им физического доступа к социальным объектам, интеграции инвалидов в социокультурное поле Ярославля, но и качественное изменение их самовосприятия как части социального сообщества, изменение восприятия таких людей другими членами социума.
Согласно результатам общественных обсуждений вопросов городского самоуправления, регулярно проводимых МКУ "ИРСИ", социальная значимость городских программ помощи ветеранам, гражданам пожилого возраста, инвалидам и их семьям получает стабильно высокую оценку горожан - около 96%. Различные аспекты жизни инвалидов и других маломобильных групп населения беспокоят ярославцев, однако большинство горожан напрямую не сталкиваются с людьми с ограниченными возможностями здоровья и лишь косвенно осведомлены об их проблемах. Поэтому чаще всего население видит необходимые меры поддержки со стороны государства в финансово-экономической плоскости (повышение пособий, пенсий, предоставление дополнительных льгот по оплате услуг ЖКХ и т.п.), в направлении повышения доступности объектов городской инфраструктуры. Роль общества в социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья - этот вопрос практически не затрагивается ярославцами в ходе исследований. А между тем сами инвалиды и члены их семей, близкое окружение говорят не только об очевидной необходимости достойной материальной поддержки со стороны органов власти, но и о необходимости создания условий для более активной социальной жизни, самореализации, трудоустройства, преодоления изолированности, а это невозможно без толерантного и уважительного отношения со стороны горожан, не являющихся инвалидами. В частности, в одном из исследований МКУ "ИРСИ" получены такие результаты: на равнодушие, грубость окружающих, отсутствие помощи со стороны граждан пожаловались 22,7% людей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим эффективная реализация муниципальной программы невозможна без налаживания продуктивного диалога между органами городского самоуправления, общественностью и людьми с ограниченными возможностями здоровья. Выстраивание трехстороннего диалога - крайне непростая задача. Во-первых, для принятия актуальных управленческих решений необходимо системное отслеживание общественных настроений и оперативное предоставление полученной информации органам городского самоуправления. Во-вторых, обязательным сегментом в реализации муниципальной программы должна стать определенная информационно-просветительская работа по формированию общественного мнения в вопросах создания пространства равных возможностей для всех категорий населения, в том числе инвалидов. Очевидна необходимость специальной социально-адаптивной работы с самими инвалидами, их семьями и близкими, направленной на формирование у них психологической готовности к принятию и реализации позиции полноценного социального субъекта. В конечном итоге, смена общественной установки: переход от равнодушного сосуществования к толерантности и равноправному взаимодействию - одна из основных социальных миссий муниципальной программы.
Следующим основным направлением муниципальной программы является принятие надлежащих мер для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности среды жизнедеятельности, должны распространяться, в частности:
- на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома и рабочие места;
- на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения. Выделяются четыре основные группы (категории) инвалидов, которые группируются по характерным особенностям взаимодействия с окружающей средой:
- с поражением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.);
- с дефектами органов зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников;