Действующий

О Программе реформирования муниципальных финансов города Ярославля на 2008 - 2010 годы (с изменениями на 16 ноября 2009 года)


Особенности исполнения бюджета города в 2008 году


Бюджет города Ярославля исполнен по доходам за 9 месяцев 2008 года в размере 9414732,8 тыс. руб., или на 78,9% от первоначальных годовых назначений.


По сравнению с 2007 годом ожидается рост доходной части бюджета на 19,16%, рост налоговых поступлений - на 25,1% и неналоговых поступлений - на 6%, безвозмездных поступлений - на 6,2%.


За 9 месяцев 2008 года бюджет города Ярославля по расходам был исполнен на 61,13%, или в размере 9163408,2 тыс. руб. Наибольший процент отклонения от первоначального плана наблюдался по разделу "Национальная экономика", где по истечении 9 месяцев план был исполнен только на 40,39%.


Характерной чертой бюджета города Ярославля в 2008 году является его социальная ориентация. По сравнению с бюджетом 2007 года более высокая доля расходов приходится на такие разделы, как "Здравоохранение и спорт" (14,12%), "Жилищно-коммунальное хозяйство" (18,35%). Кроме того, бюджет города на 2008 год предусматривает финансирование реализации 27 городских целевых программ, которые охватывают важнейшие направления социально-экономического развития Ярославля.


Одним из важнейших аспектов укрепления и развития финансово-бюджетной системы города Ярославля является вопрос стимулирования роста доходной базы бюджета, а также эффективного управления его расходной частью. За рассматриваемый период наблюдалось систематическое превышение фактических расходов над первоначально запланированными по всем разделам расходной части бюджета, что свидетельствует о недостаточно точном планировании бюджета и невозможности оценки величины безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней. Так, по разделу "Социальная политика" за 2005 - 2007 гг. первоначальный план исполнялся ежегодно более чем на 500%.


Важным фактором развития доходной части бюджета города Ярославля является осуществление на территории города работы межведомственной комиссии по выявлению и пресечению фактов уклонения от уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога, а также городской комиссии по ликвидации задолженности юридических лиц по платежам в бюджет города и по обеспечению своевременной выплаты заработной платы (задолженность по которой отсутствует в городе с 2000 года). Работа данных комиссий в сочетании с гибкостью системы предоставления налоговых льгот и оценки бюджетной и социальной эффективности их предоставления позволяет оптимизировать размер задолженности перед бюджетом по налогам и сборам без ущерба стимулированию субъектов экономической деятельности.


Однако возрастающая дефицитность городского бюджета при ограниченности собственных доходных источников и зависимости от внешнего финансирования обуславливают необходимость поиска внутренних резервов для оптимального использования бюджетных средств, роста эффективности планирования и исполнения расходов бюджета.


Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризация бюджетной сети, а также кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве диктуют необходимость глубокого вовлечения муниципальных образований в глобальный процесс перехода на новый уровень методик и методов в бюджетном управлении, становление высокоэффективной бюджетной сферы.


В целом для социально-экономического развития и финансовой сферы города Ярославля за последние годы характерны как положительные, так и отрицательные тенденции, которые необходимо учитывать при разработке Программы реформирования муниципальных финансов (таблица 1.6).