4. Экологическая нагрузка от деятельности производственных подразделений МУП "ЯрГЭТ"
Трамвайное депо N 3 (ул. Свободы, 42) было сформировано в 1900 году. Трамвайно-троллейбусное управление и основной производственный корпус размещены в зданиях бывших храмов Вознесенского прихода (постройки XVII и XVIII веков), перестроенных для нужд трамвайного депо. Расчетные мощности депо не соответствуют его современным потребностям (при запланированных 50 вагонах длиной 8 метров депо обслуживает 68 трамваев длиной 15 метров). Кроме того, депо обслуживает 72 единицы автотранспорта общего и специального назначения. Эксплуатация зданий и промплощадки в целом в прежнем варианте для нужд трамвайного депо становится все более проблематичной.
Промплощадка депо граничит с Бутусовским парком (природоохраняемая территория регионального значения), стадионом "Шинник", гостиничным комплексом "Ринг Премьер Отель" "****", жилым микрорайоном Бутусовский поселок. В процессе деятельности депо N 3 образуется общее количество сточных вод 23570 куб. м/год. Очистные сооружения работают неэффективно. Стоки высокотоксичны. На территории депо имеется 21 источник выброса вредных веществ в атмосферу всех 5-ти классов опасности. Деятельность депо сопровождается образованием 500 тонн/год промышленных и бытовых отходов. Работа депо создает повышенный уровень шумового воздействия на жителей микрорайона. В результате антропогенная нагрузка в указанной части города создает очень напряженную экологически неблагоприятную среду.
Перенос трамвайного депо N 3 из центра города может решить целый комплекс проблем экологического характера.
В процессе деятельности троллейбусного депо N 1 образуется общее количество производственных и хозбытовых сточных вод в количестве 25588,3 куб. м/год, которые сбрасываются в горколлектор на городские очистные сооружения. В настоящее время на территории депо N 1 имеется 17 источников выбросов вредных веществ в атмосферу. В атмосферный воздух города от производственной деятельности депо выделяются загрязняющие вещества всех 5-ти классов опасности. Кроме того, при работе на ул. Городской Вал образуются вынужденные остановки автотранспорта при выезде троллейбусов с территории депо. В атмосферный воздух выделяются такие высокоопасные вредные вещества, как бензапирен, свинец, диоксид азота, окись углерода, что крайне негативно сказывается на состоянии атмосферного воздуха жилой зоны и так сильно загрязненной выбросами вредных веществ, выделяющихся от транспортных потоков, проезжающих по ул. Свободы и ул. Городской Вал.
Деятельность троллейбусного депо сопровождается образованием 500 тонн/год промышленных и бытовых отходов, из них 12,5 тонн/год - отходы 2 - 3 классов опасности.
Расположение депо в непосредственной близости от жилых домов не удовлетворяет требованиям санитарной и экологической безопасности жителей района. Кроме того, работа автотранспорта, ремонтных служб, выезд троллейбусов (особенно в ночное и утреннее время) создает повышенный уровень шумового воздействия на жителей ближайших жилых домов.
В непосредственной близости от депо N 1 по ул. Свободы находится парк, являющейся популярной зоной отдыха жителей города. Производственная деятельность предприятия наносит непоправимый вред зеленым насаждениям, расположенным в парке. В связи с тем, что в Кировском районе города высокий уровень антропогенной нагрузки, вопрос сохранения зеленых насаждений имеет принципиальное значение.
Вывод троллейбусного депо N 1 из центральной части города снимает значительную часть антропогенной нагрузки в этом районе. В том числе позволит исключить сброс вредных веществ в р. Которосль в количестве 4,1 тонн/год, в том числе таких высокотоксичных веществ, как свинец и нефтепродукты, значительно снизить потребление воды питьевого качества, сократить выбросы вредных веществ в атмосферу в объеме 1,6 тонн/год, снизить уровень шумового воздействия на жителей города. Позволит также сохранить зеленые насаждения в парке и значительно улучшить экологическую обстановку в Кировском районе города.
Таким образом, на основании анализа состояния муниципального электрического транспорта г. Ярославля обозначились следующие основные проблемы:
- трамвайное депо N 4 не используется на полную мощность, а депо N 3 перегружено;
- высокая степень износа зданий трамвайного депо N 3 (около 80%). Капитальный ремонт и реконструкция требуют серьезных капитальных вложений, которые ни МУП "ЯрГЭТ", ни городской бюджет в ближайшее время выделить не могут;
- высокая степень износа сооружений и оборудования (износ рабочих машин и оборудования по предприятиям составляет 80,0%, силовых машин и оборудования - 90,6%, передаточных устройств - 73,9%;
- требуется обновление подвижного состава;
- состояние трамвайных путей неудовлетворительное;