Действующий

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Ярославля на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов



Основные направления налоговой политики


Важным направлением налоговой политики города должно стать дальнейшее развитие собственной налоговой базы и обеспечение условий для полного и стабильного поступления в бюджет города закрепленных налогов и сборов.


Доходная база бюджета по налоговым и неналоговым доходам будет сформирована с учетом имеющегося доходного потенциала, показателей прогноза развития экономики города в 2009 году и на период до 2011 года, нормативов отчислений от федеральных налогов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в размерах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Ярославской области и решениями муниципалитета города Ярославля, изменений налогового законодательства.


Планируемые на федеральном уровне изменения налогового законодательства и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы коснутся исчисления налогов, формирующих доходную часть городского бюджета.


По основному доходному источнику бюджета города - налогу на доходы физических лиц в долгосрочной перспективе планируется сохранить ставку налога в размере 13%. Доля налога за 2007 год составила 77,1% от общей суммы налоговых доходов и 40,3% собственных доходов бюджета города.


В результате социальной направленности бюджетной политики государства планируемые изменения действующего законодательства приведут к снижению налогооблагаемой базы. Планируется увеличить размеры стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок, и на самого работника; увеличить размер социальных налоговых вычетов на образование, лечение, негосударственное пенсионное обеспечение/добровольное пенсионное страхование; пересмотреть условия и размер предоставления социальных налоговых вычетов, предоставляемых детям-инвалидам, престарелым родителям; освободить от налогообложения на доходы физических лиц (инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей), получаемые от некоммерческих организаций.


В целях увеличения поступлений в бюджет и усиления работы по выявлению и пресечению фактов уклонения от уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога, легализации "теневой" заработной платы и доведения ее до среднеотраслевого уровня, ликвидации задолженности юридических лиц по платежам перед бюджетом города необходимо продолжить работу межведомственных комиссий по легализации "теневой" заработной платы и комиссии по ликвидации задолженности юридических лиц по платежам перед бюджетом города и по обеспечению своевременной выплаты заработной платы. Мероприятия по выводу из "тени" заработной платы должны в первоочередном порядке затронуть сферы деятельности, в которых осуществляется государственное регулирование цен и тарифов (перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования и иные сферы деятельности).


Повышение качества налогового администрирования, направленного, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности, а также создание для налогоплательщиков условий для уплаты налогов и сборов, должно способствовать повышению собираемости налогов.


Необходима разработка и реализация главными администраторами (администраторами) доходов городского бюджета мероприятий по изысканию резервов для поступления дополнительных платежей в бюджет города.


Дальнейшее совершенствование нормативных муниципальных правовых актов о местных налогах в ближайшие три года должно быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства и производств, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития города, которые, в свою очередь, являются основными плательщиками поступающего в бюджет города единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.


Доля закрепленного за бюджетом города на долговременной основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности составила за 2007 год 6,5% от общей суммы налоговых доходов. Отнесение к компетенции органов местного самоуправления определения перечня видов предпринимательской деятельности, переводимых на уплату налога, и установления значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 позволяет ежегодно вносить изменения в расчет налога, учитывая сложившийся уровень инфляции, пополняя тем самым доходную часть бюджета города.


В структуре налоговых доходов городского бюджета особое место сегодня имеет земельный налог. В 2007 году доля его поступлений в бюджет города составила 14,7% от общей суммы налоговых доходов. С 2006 года налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участков. На территории города Ярославля земельный налог для отдельных категорий земельных участков взимается по ставкам, установленным муниципалитетом города, ниже предельного размера ставок, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации, и ежегодно индексируется на уровень инфляции. В результате индексации налога в 2009 году будет достигнут предельный размер ставки налога 1,5% для основной группы налогоплательщиков - промышленных предприятий.


В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 года юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В связи с этим число плательщиков налога может значительно сократиться.


В целях увеличения доходов городского бюджета необходимо продолжить работу по выявлению собственников земельных участков, по формированию земельных участков, предоставленных муниципальным учреждениям и под объекты муниципальной собственности, под многоквартирные жилые дома, и постановке их на кадастровый учет.


Необходимо осуществить актуализацию кадастровой оценки земель города, которую планируется провести в 2009 году (и на это предусмотреть средства городского бюджета). Переоценка кадастровой стоимости земель потребует проведения анализа налоговой нагрузки для организаций города при установлении ставок земельного налога на очередной финансовый год.