Недействующий

О муниципальной программе "Иркутск - территория детства на 2013 - 2021 годы" (с изменениями на 13 декабря 2019 года)



1.1. Развитие дошкольного образования в МДОО


Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в городе является расширение доступности в получении качественного дошкольного воспитания и образования. 64,1% детей в возрасте от одного года до шести лет имеют реальную возможность развивать свои умственные способности, творческий потенциал, индивидуальные склонности и задатки в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования.


Однако на 100 мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях города приходится 130 детей. Очередь на получение мест в детских садах возросла с 11044 детей в 2007 году до 28777 детей в 2011 году.


В настоящее время муниципальные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, посещает 24191 ребенок. Из них 9085 человек прибыли в МДОО в течение 2011 - 2012 учебного года, в результате чего среднегодовая численность воспитанников увеличилась более чем на 3%. Несмотря на предпринимаемые меры по сохранению и расширению сети муниципальных дошкольных образовательных организаций в городе Иркутске, проблема обеспечения гарантий доступности дошкольного образования остается актуальной.


На сегодня ключевой задачей дошкольного образования, в рамках реализации ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 N 215, является создание комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями) и педагогическим работникам развивающей образовательной среды во всех муниципальных дошкольных образовательных организациях.


В настоящее время все дошкольные образовательные организации оснащены необходимым игровым оборудованием и программно-методическими пособиями. Вместе с тем, анализируя процесс внедрения ФГТ в МДОО, можно констатировать, что развивающая образовательная среда не соответствует современным требованиям, нуждается в улучшении по многим направлениям (материально-техническая база детского сада, дидактические пособия, игрушки, медицинское и физкультурное оборудование, технические средства обучения, информатизация образовательного процесса, кадровое обеспечение).


Процесс информатизации в организациях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества. В соответствии с третьим требованием ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования компьютер, интерактивные средства обучения должны стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Они рассматриваются не как отдельные обучающие игровые устройства, а как всепроникающие универсальные информационные системы, способные соединяться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.


В ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (тридцать пять), желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника (6,5 - 7 лет) как целевого ориентира системы дошкольного образования. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. К сожалению, приходится признать, что пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы "натаскивания" ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается (завышается) уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе).


Вопрос преемственности программ дошкольного и начального школьного образования необходимо решать комплексно. При этом следует учитывать новые информационные технологии, растущую потребность в овладении навыками работы с информационными потоками.


В качестве основных в рамках данного комплекса мероприятий выделяются следующие направления деятельности:


- поддержка и методическое обеспечение МДОО по апробации и использованию новых педагогических и управленческих технологий;


- обеспечение условий для внедрения в образовательный процесс МДОО новых информационных технологий;


- повышение качества муниципального дошкольного образования через анализ общих проблем, обмен опытом специалистов учреждений дошкольного образования.