Неотъемлемой частью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления города Иркутска является политика в области формирования и администрирования доходов бюджетов города.
В части обеспечения налоговых поступлений в бюджет города необходимо усилить взаимодействие администрации города Иркутска и главного администратора налоговых доходов бюджета города - Управления федеральной налоговой службы РФ по Иркутской области, а также иных федеральных органов исполнительной власти, от действий которых зависит повышение налогового потенциала бюджета города Иркутска, в рамках работы городской межведомственной комиссии при мэре города Иркутска по повышению доходной части бюджета города.
Немаловажным инструментом поступления доходов в бюджет города являются неналоговые платежи, доля поступлений от которых повышается в связи со снижением нормативов отчислений налогов в бюджет города Иркутска в силу федерального и регионального законодательства.
В этих целях особую актуальность приобретают вопросы:
- доходности использования муниципального имущества;
- прибыльности муниципальных унитарных предприятий;
- рациональности политики реализации муниципального имущества.
В рамках решения вопроса повышения доходности использования муниципального имущества необходимо провести анализ размера арендных платежей, а также ревизию заключенных договоров аренды муниципального имущества, в том числе с целью ликвидации имеющейся по ним задолженности по уплате арендных платежей, а также взыскания штрафных санкций.
Одновременно для обеспечения рациональной политики реализации муниципального имущества необходимо проведение комплексного анализа экономического эффекта для бюджета города при реализации муниципального имущества. В частности предлагается проводить сопоставительный анализ краткосрочной выгоды при реализации имущества, а также долгосрочной перспективы поступлений доходов от использования муниципального имущества в случае его оставления в казне города Иркутска и приведения в состояние, удовлетворяющее потребностям потенциальных арендаторов.
В отношении обеспечения прибыльности муниципальных унитарных предприятий необходимо отметить, что в силу норм Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальные унитарные предприятия создаются для производства определенной продукции, выполнения определенного вида работ или оказания услуг в случае отсутствия или ограниченности соответствующих конкурентных предложений на рынках.
В то же время, деятельность большей части муниципальных унитарных предприятий города Иркутска не связана либо косвенно связана с деятельностью по указанным направлениям. Одновременно необходимо отметить, что ежегодно большинство муниципальных унитарных предприятий города Иркутска получают значительные по объему вливания за счет средств бюджета города, в том числе в виде субсидий и имущества.
В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью и общественными финансами муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых не соответствует требованиям Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", должны быть реорганизованы либо ликвидированы. Для этого необходимо выработать критерии принятия решений о сохранении, преобразовании, акционировании или ликвидации муниципальных унитарных предприятий.
Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий необходимо усилить контроль за достижением запланированных показателей деятельности предприятий, в том числе их прибыльности, со стороны структурных подразделений администрации города, выполняющих функции и полномочия учредителей.
Помимо использования перечисленных выше инструментов необходимо уделить внимание оценке эффективности применения льгот, предоставленных инвесторам по уплате местных налогов и перечислению неналоговых платежей в целях достижения целей и задач социально-экономического развития города, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение в виде недополученных доходов бюджета города.
Учитывая, что льготы, предоставляемые для реализации инвестиционных проектов (далее - "налоговые расходы"), оказывают существенное влияние на показатели сбалансированности бюджета, уменьшая возможности по финансированию прочих обязательств, и по аналогии с бюджетными расходами должны подлежать оценке на предмет своей эффективности, иметь срочный характер в зависимости от степени важности и сроков решения поставленных задач.
Необходимо создать систему учета "налоговых расходов" при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов.
Установить в качестве обязательного требования при формировании и реализации муниципальных программ города Иркутска, предусматривающих в своем составе предоставление льгот по местным налогам и неналоговым платежам, учет объемов предоставленных и предлагаемых к предоставлению указанных льгот, рассматривая последние в качестве "налоговых расходов" на реализацию соответствующих задач и мероприятий.