Действующий

Об утверждении Комплексной муниципальной программы "Повышение качества управления муниципальными финансами города Иркутска на период до 2018 года" (с изменениями на 19 августа 2016 года)

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОГО ПОТЕНЦИАЛА БЮДЖЕТА ГОРОДА ПРИ АКТИВНОМ МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВСЕХ ГЛАВНЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ГОРОДА


Неотъемлемой частью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления города Иркутска является политика в области формирования и администрирования доходов бюджетов города.

В части обеспечения налоговых поступлений в бюджет города необходимо усилить взаимодействие администрации города Иркутска и главного администратора налоговых доходов бюджета города - Управления федеральной налоговой службы РФ по Иркутской области, а также иных федеральных органов исполнительной власти, от действий которых зависит повышение налогового потенциала бюджета города Иркутска, в рамках работы городской межведомственной комиссии при мэре города Иркутска по повышению доходной части бюджета города.

Немаловажным инструментом поступления доходов в бюджет города являются неналоговые платежи, доля поступлений от которых повышается в связи со снижением нормативов отчислений налогов в бюджет города Иркутска в силу федерального и регионального законодательства.

В этих целях особую актуальность приобретают вопросы:

- доходности использования муниципального имущества;

- прибыльности муниципальных унитарных предприятий;

- рациональности политики реализации муниципального имущества.

В рамках решения вопроса повышения доходности использования муниципального имущества необходимо провести анализ размера арендных платежей, а также ревизию заключенных договоров аренды муниципального имущества, в том числе с целью ликвидации имеющейся по ним задолженности по уплате арендных платежей, а также взыскания штрафных санкций.

Одновременно для обеспечения рациональной политики реализации муниципального имущества необходимо проведение комплексного анализа экономического эффекта для бюджета города при реализации муниципального имущества. В частности предлагается проводить сопоставительный анализ краткосрочной выгоды при реализации имущества, а также долгосрочной перспективы поступлений доходов от использования муниципального имущества в случае его оставления в казне города Иркутска и приведения в состояние, удовлетворяющее потребностям потенциальных арендаторов.

В отношении обеспечения прибыльности муниципальных унитарных предприятий необходимо отметить, что в силу норм Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальные унитарные предприятия создаются для производства определенной продукции, выполнения определенного вида работ или оказания услуг в случае отсутствия или ограниченности соответствующих конкурентных предложений на рынках.

В то же время, деятельность большей части муниципальных унитарных предприятий города Иркутска не связана либо косвенно связана с деятельностью по указанным направлениям. Одновременно необходимо отметить, что ежегодно большинство муниципальных унитарных предприятий города Иркутска получают значительные по объему вливания за счет средств бюджета города, в том числе в виде субсидий и имущества.

В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью и общественными финансами муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых не соответствует требованиям Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", должны быть реорганизованы либо ликвидированы. Для этого необходимо выработать критерии принятия решений о сохранении, преобразовании, акционировании или ликвидации муниципальных унитарных предприятий.

Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий необходимо усилить контроль за достижением запланированных показателей деятельности предприятий, в том числе их прибыльности, со стороны структурных подразделений администрации города, выполняющих функции и полномочия учредителей.

Помимо использования перечисленных выше инструментов необходимо уделить внимание оценке эффективности применения льгот, предоставленных инвесторам по уплате местных налогов и перечислению неналоговых платежей в целях достижения целей и задач социально-экономического развития города, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение в виде недополученных доходов бюджета города.

Учитывая, что льготы, предоставляемые для реализации инвестиционных проектов (далее - "налоговые расходы"), оказывают существенное влияние на показатели сбалансированности бюджета, уменьшая возможности по финансированию прочих обязательств, и по аналогии с бюджетными расходами должны подлежать оценке на предмет своей эффективности, иметь срочный характер в зависимости от степени важности и сроков решения поставленных задач.

Необходимо создать систему учета "налоговых расходов" при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов.

Установить в качестве обязательного требования при формировании и реализации муниципальных программ города Иркутска, предусматривающих в своем составе предоставление льгот по местным налогам и неналоговым платежам, учет объемов предоставленных и предлагаемых к предоставлению указанных льгот, рассматривая последние в качестве "налоговых расходов" на реализацию соответствующих задач и мероприятий.