Недействующий

О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 11.10.2012 N 031-06-2023/12

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


Муниципальная программа "Стимулирование экономической активности в городе Иркутске на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа) затрагивает вопросы развития экономики города Иркутска. До настоящего времени в администрации города Иркутска действовали несколько муниципальных программ по развитию экономической деятельности:

- "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008 - 2012 годы";

- "Содействие развитию туризма в городе Иркутске на 2009 - 2012 годы";

- "Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы.

Также ежегодно принимались планы мероприятий по следующим направлениям деятельности органов местного самоуправления города Иркутска: международная деятельность, инвестиционная деятельность, деятельность в сфере потребительского рынка.

Данные программы и направления деятельности по большей части действовали разрозненно, то есть преимущественно учитывали задачи и механизмы реализации отдельно взятых программ. В связи с этим оценить эффективность реализации мероприятий по программам и направлениям деятельности, а также их влияние на социально-экономическое развитие города Иркутска не представлялось возможным.

Такие направления как стимулирование инвестиционной деятельности и развитие потребительского рынка, которые являются неотъемлемой частью развития экономики города, не были включены в программно-целевой процесс формирования стратегического и бюджетного планирования.

Основополагающим условием развития экономики являются инвестиции. Привлечение инвестиций в экономику города обеспечивает устойчивый рост объемов производства, вследствие чего снижается уровень безработицы, повышается благосостояние населения, а также увеличиваются налоговые поступления в бюджет города.

В городе Иркутске в последние пять лет наблюдается значительный рост инвестиций, осуществляемых крупными и средними предприятиями - так, в 2007 году данный показатель составил 16926,3 млн. руб., а в 2011 году - 63265,3 млн. руб. Однако инвестиционная инфраструктура в городе недостаточно развита, а также недостаточно эффективно функционируют важнейшие стимулирующие инструменты поддержки органами местного самоуправления инвестиционной деятельности.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития города Иркутска. Значимость малого и среднего предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность достаточно гибко реагировать на все изменения конъюнктуры рынка. С помощью малого предпринимательства решаются вопросы занятости населения, сглаживается высокая дифференциация в доходах населения, формируется средний класс, способствующий социально-политической стабильности в обществе.

Малые предприятия работают во всех видах экономической деятельности. Наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - от 39% (2009 г.) до 37,6% (2011 г.); предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, - от 20% (2009 г.) до 22,2% (2011 г.); организации строительства - 15,0%; обрабатывающие производства - от 10,4% (2009 г.) до 9,3% (2011 г.).

Среднесписочная численность работников (без совместителей) малых предприятий за период с 2009 года по 2011 годы возросла на 10% и на 01.01.2012 составила 42238 человек. Доля занятых на малых предприятиях составила 18,3% от занятых в экономике города.

Разработка продуманной стратегии, реализация которой осуществляется на основе эффективной целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, позволяет городу Иркутску получать стабильные поступления в бюджет города Иркутска. А это очень важно, так как эти финансовые средства идут в том числе на улучшение социальной и инженерной инфраструктуры города, что, в свою очередь, приводит к улучшению предпринимательского климата на территории города.

Одним из конкурентных преимуществ города Иркутска, реализация которого может существенным образом повлиять на экономическое развитие, является его туристический потенциал, особенно в направлениях экологического и делового туризма.

Туристическая сфера города Иркутска характеризуется следующими показателями:

- доля занятых на предприятиях сферы туризма в общем числе занятых на предприятиях города Иркутска увеличилась на 1,3 пп.: с 7,6% в 2010 году до 8,9% в 2011 году;

- среднемесячная заработная плата работников организаций сферы гостиничного и ресторанного бизнеса увеличилась на 35%: с 10116 руб. в 2009 году до 13641 руб. в 2011 году;

- объем оказанных туристских услуг по городу Иркутску в 2011 году составил 2,8 млрд. руб. (рост на 75% по сравнению с 2009 г.);

- вместимость номерного фонда в коллективных средствах размещения с 2009 года увеличилась на 671 место, таким образом, вместимость номерного фонда в 2011 году составила 3929 мест.

Несмотря на видимые улучшения в данной сфере, есть необходимость решения следующих проблем:

- отставание в разработке и внедрении на туристском рынке города прогрессивных технологий туристского обслуживания и управления;

- недостаточный уровень рекламной деятельности по продвижению туристских продуктов города на внутренний и внешний рынки;

- проблемы в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров в области делового туризма.

Главным приоритетом в долгосрочном развитии Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований признается развитие инновационной экономики, основанное в первую очередь на технологических инновациях в приоритетных сферах деятельности. Формирование национальной инновационной системы остается одним из основных направлений внутренней политики государства.

Для развития делового туризма необходима соответствующая инфраструктура. В этом контексте город Иркутск имеет большой потенциал развития. Создание положительного имиджа города Иркутска как центра коммуникаций позволит развивать и взаимосвязанные бизнес-направления: гостиничный бизнес, потребительский рынок, выставочно-ярмарочную деятельность.

Государство принимает активное участие в создании условий для формирования национальной инновационной системы: реализуются федеральные целевые программы, создаются венчурные фонды, развивается инновационная инфраструктура (в частности, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования и прочее), сформирована система финансовой поддержки малых и средних инновационных компаний.

За 2009 - 2012 годы в городе Иркутске в сфере инновационной деятельности более 50 компаний города Иркутска с проектами на общую сумму порядка 20 млн. руб. получили субсидии, более 500 человек и 120 компаний получили организационно-методическую и консультационную поддержку деятельности. Доля инновационных компаний, имеющих защищенную интеллектуальную собственность, составила в 2011 году 43,9% от общего числа компаний (в 2009 г. - 35%), численность работников, занятых инновационной деятельностью, увеличилась до 538 человек в 2011 году (344 человек - в 2009 г.), а доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в 2011 году составила 2,1% (1,74% в 2009 г.).

Несмотря на активизацию процессов в данной сфере, уровень практического внедрения инновационных разработок в экономике крайне недостаточен. Более того, темпы перехода на инновационный уровень экономики крайне низкие, что в значительной степени зависит от законодательного регулирования социально-экономических отношений с учетом специфики инновационной деятельности.